Данная
статья открывает цикл публикаций обо всем, что связано с сетевой
музыкой – истории ее появления, форматах, хранении и воспроизведении, а
также – устройствах, с помощью которых можно добиться наилучшего
качества прослушивания любимых композиций.
На протяжении всей истории
человечества музыка была неотъемлемой частью культуры, но вряд ли мы
когда-нибудь услышим каким образом и что исполняли музыканты древности.
Первым удачным способом записать музыку для последующего воспроизведения
можно назвать нотную грамоту, появившуюся несколько сотен лет назад.
Однако «плеером» для такой записи был живой человек или целый оркестр.
Согласитесь, не удобно. Сейчас все получается куда проще – скачал в
интернете аудиофайл, «залил» его в смартфон, и слушай сколько душе
угодно.
Давайте вспомним, давно ли процесс
получения и воспроизведения музыки настолько упростился? Как так
произошло, что раньше музыку нужно было покупать на кассете или диске, а
сейчас достаточно выйти в интернет? И что принципиально изменилось в
процессе прослушивания музыки со времен граммофонов?
Одним из первых устройств для записи звука стал фонограф Эдисона
Мировая история домашнего аудио,
насчитывает более ста лет, а первым массово производимым носителем
музыкального материала была грампластинка. Формат этот оказался весьма
живучим. Эволюционируя от тяжелого и недолговечного шеллака и
механических патефонов до более долгоживущего и долгоиграющего винила и
электрических «вертушек», грампластинка уступила место другим носителям
лишь в 80-х. С начала 90-х и по настоящее время продажи винила
составляют единицы или даже доли процента от общего оборота
аудиопродукции, но даже после такого спада продаж пластинка не исчезла
совсем, сохранив до наших дней свою, пусть и небольшую, но очень
лояльную аудиторию среди меломанов, аудиофилов и коллекционеров. Почему
небольшую? Потому что уже в 50-х годах прошлого века пластинку начала
вытеснять магнитная лента. Сначала это были катушечные (бобинные)
магнитофоны, а в середине 60-х компания Philips произвела настоящую
революцию на рынке аудио: компакт-кассету. Кассеты были более удобны в
использовании, не велики по размерам, они положили начало портативным
аудиопроигрывателям. Впервые музыку стало можно носить с собой в кармане
и слушать ее в любом месте. Популярность кассеты нарастала постепенно. В
1980-м году винила продавалось в 3-4 раза больше, чем кассет, но уже в
1983-м они делили рынок поровну. Пик продаж кассет пришелся на середину
80-х, а заметный спад продаж начался только в начале 90-х.
Кроме того, появление магнитной
ленты, как носителя аудиозаписи, дало пользователям недоступную ранее
возможность: самостоятельного тиражирования записей. Содержимое
пластинки, бобины или кассеты можно было переписать на другую бобину или
кассету, получив тем самым пусть не 100% точную, но вполне пригодную
для прослушивания копию. Опять же, впервые, носитель и его содержимое
перестали быть единым и неделимым продуктом. Возможность тиражирования
записей в домашних условиях изменила восприятие и пути распространения
музыки среди конечных пользователей, но изменения эти не стали
радикальными. Люди все так же покупали кассеты с записями, поскольку это
было гораздо удобнее и не намного дороже, чем делать копии. Настоящая
революция в вопросе использования и распространения музыки произошла
гораздо позже и связана она была с появлением цифровой музыки.
Начиналось
все вполне традиционно, ничто, так сказать, не предвещало радикальных
перемен. В 1982-х году, компания Philips в сотрудничестве с Sony
представила новый стандарт аудиозаписи и новый носитель: компакт-диск.
Компакт-диск был значительно меньше виниловых пластинок, его диаметр
составляет всего 12 см против 30 см винила, при почти вдвое большей
емкости. Это, несомненно, делало его более удобным в использовании. В
отличие от кассет, диск позволял в произвольном порядке выбирать треки
для воспроизведения. Вслед за стационарными CD-проигрывателями,
выпущенными в начале 80-х, постепенно стали появляться и портативные
CD-плееры. В результате, компакт-диск стал новым мировым стандартом для
издания музыкального материала. Уже в 1987 году продажи компакт-дисков
превысили продажи винила, а в 1991-м компакт-диски заметно потеснили с
рынка и компакт-кассеты.
На начальном этапе компакт-диск сохранял
главную тенденцию развития музыкально рынка – между аудиозаписью и
носителем можно было ставить знак равенства. Послушать музыку можно было
только с диска, записанного на заводе. Но этой монополии не суждено
было продлиться долго.
- Рекламный буклет первого компакт-диска Philips
Радикальный поворот в способе
получения и прослушивания музыки произошел, когда воедино сошлись три
составляющих: компьютер, интернет и портативные Flash-плееры (здесь и
далее для упрощения Flash-плеерами называются портативные устройства,
способные воспроизводить музыкальные треки, записанные на встроенном
жестком диске или Flash-памяти). Компьютер стал средством обработки и
тиражирования аудиозаписей, Flash-плееры – универсальным средством
прослушивания, ну а интернет выступил в роли уникального в своем роде
средства распространения музыки. В результате, пользователи получили
полную свободу действий. Производители техники пошли навстречу
потребителю, обеспечив поддержку воспроизведения сжатого аудиоформата
MP3 не только во Flash-плеерах, а во всех AV-устройствах, начиная с
музыкальных центров и домашних кинотеатров и заканчивая превращением
дисковых CD проигрывателей в CD/MP3 плееры. Благодаря этому, потребление
музыки стало расти с невероятной скоростью, а прибыль правообладателей
стала столь же неуклонно падать. Ситуацию не смогли изменить и новые
более совершенные форматы дисков: SACD и DVD-Audio, которые были
призваны заменить компакт-диск. Большинство людей предпочли этим
новшествам компрессированное аудио и другую революционную новинку: плеер
iPod и его многочисленные аналоги.С развитием интернета продажи
музыки на дисках стали год от года сокращаться. За период с 2000 по 2010
год прибыль музыкальной индустрии в США сократилась вдвое. Самая
активная деятельность звукозаписывающих лейблов по продвижению
драконовских законов, пресекающих любое несанкционированное
распространение и даже прослушивание музыкальных записей, не давала
результатов.
Единственным способом решить проблему оказалось не
ограничение прав потребителей, а предоставление им наиболее комфортного
способа получать музыкальный контент легально. Наверное, мало кто
удивится, если узнает, что за столь революционной идеей стояла компания
Apple. Сервис iTunes сделал процесс приобретения и использования
цифровой музыки максимально простым и удобным. Постепенно к такому
способу продажи музыки стали приходить интернет-магазины, ранее
торговавшие музыкой на физических носителях. Появилось еще одно
интересное решение по легализации сетевого контента: сервисы Rhapsody,
Pandora и их аналоги предлагали прослушивать свои аудиобиблиотеки за
абонентскую плату.
- Эволюция музыкальных носителей за последние 30 лет. Источник www.digitalmusicnews.com/stories/081611thirty
Как результат: уже в 2004 (через
год после запуска интернет магазина iTunes Store) продажи сетевой музыки
составляли 7% рынка, а в 2010 году музыка, записанная на физических
носителях (преимущественно на CD) и цифровая музыка делили рынок
поровну. По прогнозам специалистов, 2012 год станет переломным для
музыкальной индустрии, поскольку рост прибыли от продаж сетевой музыки
полностью нивелирует падение прибыли от продаж физических носителей, и
можно будет говорить о том, что мир окончательно переходит на музыку,
распространяемую по сети. Фактически, все крупные производители музыки
уже пришли к необходимости реализации записей посредством интернет, а
заводы по производству физических аудионосителей (CD) стремительно
закрываются. Фактически, компакт-диску, так же как винилу, SACD и DVD-A
уготована участь аудиофетишей – красивых объектов для
коллекционирования. Для прослушивания музыки они более не нужны.
Комментариев нет:
Отправить комментарий