Статья Ю. Кузьмина, его отзывы и советы....
sDP-1000 может быть описан как устройство класса Hi-End с функцией USB-аудио, которая поддерживает воспроизведение DSD, с питанием от батареии и с предусилителем высокой производительности.
Конструкция компактная и стильная, доступны различные цифровые и аналоговые соединения, sDP-1000 легко управляется пультом дистанционного управления и переключателями на фронтальной панели.
Хорошо известно, какое большое влияние на работу цифроаналогового преобразователя оказывает качество электропитания. И чем более совершенная система питания используется в ЦАПе, тем больше можно ожидать от него в плане качества звука. Причём не в меньшей, если не в большей, степени это относится к ЦАПам с асинхронным типом передачи данных через вход USB.
Для получения качественного питания различные производители выбирают разные подходы. Одни используют отдельные обмотки силового трансформатора для питания цифровых и аналоговых цепей схемы, сопровождая это большим количеством схем фильтрации и стабилизации. Другие – устанавливают в ЦАПе два или даже три раздельных блока. Существуют преобразователи с внешним блоком питания. Компания SOtM выбрала самый радикальный путь – питание от аккумуляторных батарей.
В нижней части корпуса, в специальном отсеке расположены две небольшие батареи. В то время как одна батарея работает, вторая заряжается от внешнего блока питания. Затем, через некоторое время их роли автоматически меняются, и уже первая заряжается, а вторая обеспечивает функционирование аппарата. Поэтому нет необходимости в дополнительной зарядке, и аппарат работает непрерывно, без каких-либо прерываний во время переключения батарей. При этом всегда постоянно задействована только одна из двух батарей, а подключённое питание от выпрямителя используется только для зарядки другой батареи. Информация о том, какая батарея в настоящий момент работает, а какая – заряжается, отображается на дисплее ЦАПа.
Что также важно, от аккумулятора питается не только цифровая и аналоговая части схемы ЦАПа, но и входной USB-интерфейс. В отличие от многих выпускаемых в настоящее время ЦАПов, у которых интерфейс USB получает электропитание от компьютера (а вместе с питанием – нежелательные помехи), SOtM sDP-1000 избавлен от этого недостатка.
А если к этому прибавить возможность использования вместо традиционного 9-вольтового адаптера специального, аудиофильского линейного блока питания SOtM sPS-1000, что рекомендовано в техническом описании преобразователя, то вся схема ЦАПа будет полностью свободна от внешнего «загрязнённого» питания. Даже та небольшая часть его схемы, которая связана с зарядкой аккумуляторной батареи. В этом случае техническая «картина» получается совсем благостная. А что может быть ещё лучше?
Слева внизу расположена кнопка включения. К ЦАПу придаётся пульт
управления в лёгком и удобном алюминиевом корпусе, с помощью которого,
кроме перечисленных функций, можно изменять степень повышения частоты
дискретизации сигнала (х 2 или х 4) и фиксировать выбранные настройки.
На задней панели расположены (слева направо): выключатель питания и разъём подключения выпрямителя (адаптера), контакт заземления, выходные разъёмы RCA и XLR, разъёмы несимметричного (две пары) и симметричного входа, цифровые входы: AES/EBU (XLR), S/PDIF (BNC, RCA x 2, TOSLINK) и USB, а также переключатель Audio/DFU для входа USB. Положение DFU используется при обновлении встроенных программ («прошивки»).
Пора представить технические характеристики ЦАПа SOtM sDP-1000.
Если заглянуть внутрь корпуса, то можно сразу заметить, что конструкция ЦАПа SOtM sDP-1000 хорошо продумана и реализована. Слева, внутри металлического кожуха, расположена цифровая часть схемы с разъёмами, выходящими на заднюю панель аппарата. USB-контроллер выполнен на высококачественной микросхеме XMOS, которая устанавливается в аппаратах класса хай-энд.
Как известно, большую роль в работе ЦАПа с асинхронным типом передачи данных играет качество тактового сигнала, который подаётся на USB-контроллер и цифроаналоговый конвертер. Для ЦАПа sDP-1000 на фирме SOtM была разработана оригинальная схема высокоточного генератора sCLK-2224, одно из главных достоинств которого – низкий уровень джиттера в критической области звуковых частот 0 – 5 кГц.
На прилагаемых графиках, любезно предоставленных компанией SOtM, можно видеть, что в обычном тактовом генераторе (слева) в указанной частотной области джиттер возрастает, в то время как в sCLK-2224 (справа) такого роста не отмечается.
Микросхема цифроаналогового конвертера – AK4399 японской компании Asahi Kasei Microdevices.
Она позволяет обрабатывать сигналы DSD в исходном формате, не прибегая к
их конвертированию в сигналы ИКМ в компьютере. DSD-сигналы поступают в
ЦАП через асинхронный USB в соответствии со стандартом DoP (DSD over PCM, метод передачи сигналов DSD с помощью ИКМ-фреймов).
Аналоговая часть ЦАПа, как и цифровая, выполнена по полностью симметричной схеме, включая регулятор уровня громкости. Интересна его конструкция. С первого взгляда, ступенчатая регулировка может говорить о цифровом происхождении регулятора громкости, что не очень хорошо, принимая во внимание присущее такому типу регулятора снижение динамического диапазона на малой громкости. Однако, как оказалось, регулятор – аналоговый, а вот его управление сделано цифровым.
В целом, и схемное решение, и элементная база, и внимание к мелочам (взять, к примеру, использование специального гибкого экрана на кабеле соединения цифрового блока и платы) – всё это указывает на серьёзное отношение компании SOtM к качеству. Я бы сказал даже, что разработчики ЦАПа сделали всё для того, чтобы с его помощью можно было раскрыть все нюансы и душу музыки. Ведь не случайно аббревиатура SOtM расшифровывается как «душа музыки» (Soul Of the Music).
Сначала я попробовал, как аппарат работает в качестве линейного предусилителя. Кстати, наличие трёх аналоговых входов (один симметричный и два несимметричных), технически совершенного регулятора громкости и дистанционного пульта управления позволяют говорить о sDP-1000 как о полноценном предварительном усилителе с ЦАПом или, как иногда такие устройства называют, цифровом предусилителе.
Для прослушивания в качестве источника использовался SACD-проигрыватель Esoteric X-05, подключённый по коаксиальному соединению. Тестовый диск фирмы Marantz Ken Ishiwata’s 30th Year Anniversary Recording (SACD, STS-Digital 6111100, 2009) был воспроизведён с величайшей аккуратностью и точностью. Никаких претензий к звуку. Более того, sDP-1000 проявил себя как первоклассный предварительный усилитель. Не стоит и думать о том, чтобы иметь помимо него ещё и другой предусилитель, на который подавать сигнал с выхода sDP-1000 – нет смысла. Единственное, что не понравилось в начале прослушивания – лёгкий щелчок в колонках через 1-2 секунды после включения ЦАПа. Придётся сначала включать ЦАП, а затем – усилитель мощности.
После проверки работы предусилителя настала очередь оценить и ЦАП. При этом не понадобился, конечно, другой предусилитель. В качестве источника сигнала использовался ноутбук Toshiba серии Portege, подключённый к ЦАПу через USB. Компьютер работал с ОС Windows 8.1 и программным проигрывателем JRiver Media Center. При установке на ноутбук драйвера для асинхронного USB пришлось воспользоваться средством устранения проблем совместимости, поскольку драйвер был подготовлен для предыдущей, седьмой версии ОС. Отмечу, что на сайте компании SOtM есть материал с описанием того, как это надо делать. И вообще, на этом сайте много полезных советов, а если что-то непонятно, то всегда можно написать письмо и получить подробный ответ.
Не удивительно, что и электронная музыка (Oxygene Part IV, FLAC 48/24, Disques Dreyfus, 1976/2012) в исполнении Жана-Мишеля Жарра (Jean-Michel Jarre) звучала с ЦАПом sDP-1000 тоже превосходно. Летающие звуки, возникающие как бы из воздуха, напряжённый ритм, насыщенная сцена, в глубине которой играет один синтезатор, а спереди – второй, – в общем, всё, что надо для восприятия такой музыки, было на месте.
Во время прослушивания файлов 48/24 я иногда пробовал повышать частоту дискретизации до 96 и 192 кГц, что можно делать с помощью пульта дистанционного управления ЦАПа. Поскольку изменения показались мне несущественными, я сначала не обратил на них особого внимания. Однако позже решил вернуться к исследованию этой функции и проверил работу upsampling’а на материале 44/16. Для этого я снова подключил к sDP-1000 проигрыватель Esoteric X-05 и поставил на него тестовый диск Chesky Records The Ultimate Demonstration Disc (CD, DDD, UD95, 1995).
На этих музыкальных записях аудиофильского качества эффект от повышения частоты дискретизации стал более явным, причём при увеличении частоты до 176,4 кГц он был более ощутимым, чем для 88,2 кГц. Сначала мне это нравилось: становилось как бы немного больше воздуха вокруг инструментов, звучание приобретало дополнительную реверберацию. Вокал становился иногда более чётким. Хотя кому-то это может понравиться, а кому-то – нет. В этой связи я вспомнил, что в фонограммы первых дисков Битлз при издании их музыки в Америке вносилась дополнительная реверберация, соответствующая вкусу тамошних слушателей. В Великобритании же это было не нужно.
Через некоторое время манипулирования с разными частотами я поймал себя на мысли, что звучание знакомых мелодий при повышении частоты дискретизации часто становится непривычным, может быть, не всегда естественным. Я бы наверно отказался от постоянного использования этой функции. А тот, кто станет владельцем такого аппарата, сам сможет решить – надо ему это или нет. Но одно бесспорно – в sDP-1000 повышения частоты дискретизации оказывает ощутимое влияние на звук, которое особенно проявляется с низкими частотами дискретизации музыкальных файлов.
Добавлю, что когда я слушал компакт-диски из своей коллекции через sDP-1000, они звучали более интересно, чем раньше – стало больше нюансов в музыке, как будто проявились (или появились?) новые звуки, которые не были слышны раньше. По-моему, это неплохо, что ЦАП такого уровня может заставить зазвучать компакт-диск по-новому.
Если говорить в целом о звучании ЦАПа SOtM sDP-1000,
то он выдаёт необыкновенно чистый звук, свободный от каких-либо
цифровых артефактов. По моему мнению, при его работе в полной мере
проявляется отменная, недостижимая многими, даже более дорогими
преобразователями, разрешающая способность и ясность звучания каждой
ноты и каждого инструмента. Подчеркну, что это – действительно звук с
высоким разрешением, а не просто воспроизведение аудиофайла с
соответствующим этому понятию большим числом килогерц.
Каждый раз после включения ЦАПа sDP-1000 на его дисплее сначала появляется девиз компании SOtM: Ultimate High Performance Audio, что по-русски можно перевести как «предельно высокое качество звука». Можно, конечно, усмехнуться и подумать, что желание достичь какого-либо предела похоже на путешествие к горизонту: он каждый раз снова удаляется, как только приближаешься к нему. Но то, что компания SOtM с помощью своего ЦАПа sDP-1000 вплотную подошла к такому ошеломляющему, почти предельному, впечатлению от звука, – в этом я не сомневаюсь. Как и в том, что здесь важна не только цель, но и путь к её достижению.
sDP-1000 может быть описан как устройство класса Hi-End с функцией USB-аудио, которая поддерживает воспроизведение DSD, с питанием от батареии и с предусилителем высокой производительности.
Конструкция компактная и стильная, доступны различные цифровые и аналоговые соединения, sDP-1000 легко управляется пультом дистанционного управления и переключателями на фронтальной панели.
Хорошо известно, какое большое влияние на работу цифроаналогового преобразователя оказывает качество электропитания. И чем более совершенная система питания используется в ЦАПе, тем больше можно ожидать от него в плане качества звука. Причём не в меньшей, если не в большей, степени это относится к ЦАПам с асинхронным типом передачи данных через вход USB.
Для получения качественного питания различные производители выбирают разные подходы. Одни используют отдельные обмотки силового трансформатора для питания цифровых и аналоговых цепей схемы, сопровождая это большим количеством схем фильтрации и стабилизации. Другие – устанавливают в ЦАПе два или даже три раздельных блока. Существуют преобразователи с внешним блоком питания. Компания SOtM выбрала самый радикальный путь – питание от аккумуляторных батарей.
В нижней части корпуса, в специальном отсеке расположены две небольшие батареи. В то время как одна батарея работает, вторая заряжается от внешнего блока питания. Затем, через некоторое время их роли автоматически меняются, и уже первая заряжается, а вторая обеспечивает функционирование аппарата. Поэтому нет необходимости в дополнительной зарядке, и аппарат работает непрерывно, без каких-либо прерываний во время переключения батарей. При этом всегда постоянно задействована только одна из двух батарей, а подключённое питание от выпрямителя используется только для зарядки другой батареи. Информация о том, какая батарея в настоящий момент работает, а какая – заряжается, отображается на дисплее ЦАПа.
Что также важно, от аккумулятора питается не только цифровая и аналоговая части схемы ЦАПа, но и входной USB-интерфейс. В отличие от многих выпускаемых в настоящее время ЦАПов, у которых интерфейс USB получает электропитание от компьютера (а вместе с питанием – нежелательные помехи), SOtM sDP-1000 избавлен от этого недостатка.
А если к этому прибавить возможность использования вместо традиционного 9-вольтового адаптера специального, аудиофильского линейного блока питания SOtM sPS-1000, что рекомендовано в техническом описании преобразователя, то вся схема ЦАПа будет полностью свободна от внешнего «загрязнённого» питания. Даже та небольшая часть его схемы, которая связана с зарядкой аккумуляторной батареи. В этом случае техническая «картина» получается совсем благостная. А что может быть ещё лучше?
Что ещё интересного снаружи и внутри
Снаружи ЦАП SOtM sDP-1000
выглядит легко и изящно. При этом его корпус выполнен целиком из
алюминия, толщина верхней панели и стенок – 6 мм. Посередине лицевой
панели находится дисплей, на котором отображается информация о
задействованном входе, заряде батарей, уровне громкости в дБ и величине
частоты дискретизации входного ИКМ-сигнала или появляется надпись DSD,
когда на вход USB подаётся соответствующий сигнал. Справа от дисплея
расположены кнопки управления: левая – это переключатель входов, правая
– отключение звука (mute), верхняя и нижняя – регулировка громкости.
На задней панели расположены (слева направо): выключатель питания и разъём подключения выпрямителя (адаптера), контакт заземления, выходные разъёмы RCA и XLR, разъёмы несимметричного (две пары) и симметричного входа, цифровые входы: AES/EBU (XLR), S/PDIF (BNC, RCA x 2, TOSLINK) и USB, а также переключатель Audio/DFU для входа USB. Положение DFU используется при обновлении встроенных программ («прошивки»).
Пора представить технические характеристики ЦАПа SOtM sDP-1000.
Цифровой вход USB |
асинхронный тип
передачи данных
сигналы ИКМ до 192 кГц/32 бит и DSD
поддержка ASIO
|
Другие цифровые входы
(оптический, коаксиальные, AES/EBU):
максимальная разрядность
частота
дискретизации
входное
сопротивление: коаксиальные входы
AES/EBU
|
24 бит
32; 44,1; 48; 88,2;
96; 176,4; 192 кГц
75 Ом
110 Ом
|
Аналоговые входы:
максимальное входное
напряжение
входное сопротивление
|
4 В (RMS)
> 10 кОм
|
Аналоговые выходы:
выходное напряжение при 0 дБ
выходное
сопротивление
частотный диапазон
нелинейные искажения
(1 кГц, 0 дБ)
|
3,8 В (RMS) ± 5 %
47 Ом ± 5 %
20 Гц – 20 кГц ± 0,1
дБ
< 0,003 %
|
Регулировка
громкости:
пределы регулировки
шаг
|
от –75 до +10 дБ
0,5 дБ
|
Питание:
напряжение
максимальный ток
|
постоянное 9
В ± 1 %
3 А
|
Габариты | 360 х 245 х 68 мм |
Масса | 4 кг |
Если заглянуть внутрь корпуса, то можно сразу заметить, что конструкция ЦАПа SOtM sDP-1000 хорошо продумана и реализована. Слева, внутри металлического кожуха, расположена цифровая часть схемы с разъёмами, выходящими на заднюю панель аппарата. USB-контроллер выполнен на высококачественной микросхеме XMOS, которая устанавливается в аппаратах класса хай-энд.
Как известно, большую роль в работе ЦАПа с асинхронным типом передачи данных играет качество тактового сигнала, который подаётся на USB-контроллер и цифроаналоговый конвертер. Для ЦАПа sDP-1000 на фирме SOtM была разработана оригинальная схема высокоточного генератора sCLK-2224, одно из главных достоинств которого – низкий уровень джиттера в критической области звуковых частот 0 – 5 кГц.
На прилагаемых графиках, любезно предоставленных компанией SOtM, можно видеть, что в обычном тактовом генераторе (слева) в указанной частотной области джиттер возрастает, в то время как в sCLK-2224 (справа) такого роста не отмечается.
Зависимость величины джиттера (в пс) от частоты (в кГц).
Слева − обычный тактовый генератор, справа − sCLK-2224. Источник: SOtM.
Аналоговая часть ЦАПа, как и цифровая, выполнена по полностью симметричной схеме, включая регулятор уровня громкости. Интересна его конструкция. С первого взгляда, ступенчатая регулировка может говорить о цифровом происхождении регулятора громкости, что не очень хорошо, принимая во внимание присущее такому типу регулятора снижение динамического диапазона на малой громкости. Однако, как оказалось, регулятор – аналоговый, а вот его управление сделано цифровым.
В целом, и схемное решение, и элементная база, и внимание к мелочам (взять, к примеру, использование специального гибкого экрана на кабеле соединения цифрового блока и платы) – всё это указывает на серьёзное отношение компании SOtM к качеству. Я бы сказал даже, что разработчики ЦАПа сделали всё для того, чтобы с его помощью можно было раскрыть все нюансы и душу музыки. Ведь не случайно аббревиатура SOtM расшифровывается как «душа музыки» (Soul Of the Music).
А как с высоким разрешением?
По всему видно, что с технической точки зрения – это совершенное устройство класса хай-энд. А вот как звучит sDP-1000? Проявляется ли душа музыки?Сначала я попробовал, как аппарат работает в качестве линейного предусилителя. Кстати, наличие трёх аналоговых входов (один симметричный и два несимметричных), технически совершенного регулятора громкости и дистанционного пульта управления позволяют говорить о sDP-1000 как о полноценном предварительном усилителе с ЦАПом или, как иногда такие устройства называют, цифровом предусилителе.
Для прослушивания в качестве источника использовался SACD-проигрыватель Esoteric X-05, подключённый по коаксиальному соединению. Тестовый диск фирмы Marantz Ken Ishiwata’s 30th Year Anniversary Recording (SACD, STS-Digital 6111100, 2009) был воспроизведён с величайшей аккуратностью и точностью. Никаких претензий к звуку. Более того, sDP-1000 проявил себя как первоклассный предварительный усилитель. Не стоит и думать о том, чтобы иметь помимо него ещё и другой предусилитель, на который подавать сигнал с выхода sDP-1000 – нет смысла. Единственное, что не понравилось в начале прослушивания – лёгкий щелчок в колонках через 1-2 секунды после включения ЦАПа. Придётся сначала включать ЦАП, а затем – усилитель мощности.
После проверки работы предусилителя настала очередь оценить и ЦАП. При этом не понадобился, конечно, другой предусилитель. В качестве источника сигнала использовался ноутбук Toshiba серии Portege, подключённый к ЦАПу через USB. Компьютер работал с ОС Windows 8.1 и программным проигрывателем JRiver Media Center. При установке на ноутбук драйвера для асинхронного USB пришлось воспользоваться средством устранения проблем совместимости, поскольку драйвер был подготовлен для предыдущей, седьмой версии ОС. Отмечу, что на сайте компании SOtM есть материал с описанием того, как это надо делать. И вообще, на этом сайте много полезных советов, а если что-то непонятно, то всегда можно написать письмо и получить подробный ответ.
Так вот о звуке. Восхитительное звучание (не побоюсь такого высокопарного эпитета): точное, музыкальное и вовлекающее.
Приятное впечатление произвела на меня натуральность звука инструментов в композиции Dancing the Waves
в исполнении Jungle Boldie (WAV 192/24, Turtle Records, 2010). Музыка
захватывает внимание с самого начала, со вступления контрабаса. Его звук
хорошо артикулирован, слышны всевозможные нюансы исполнения с
призвуками и переменой тембра в зависимости от используемой техники игры
(особенно во время соло). Неожиданно слева вступают ударные, и по
центру – бас-кларнет. Ударная установка прекрасно записана и слышна:
отличная атака и точность воспроизведения различных барабанов с
небольшим, но отчётливым послезвучием после отдельных ударов – можно
даже представить себе размер каждого из барабанов. Всё это почти
убеждает в реальности происходящего исполнения музыки.
Не удивительно, что и электронная музыка (Oxygene Part IV, FLAC 48/24, Disques Dreyfus, 1976/2012) в исполнении Жана-Мишеля Жарра (Jean-Michel Jarre) звучала с ЦАПом sDP-1000 тоже превосходно. Летающие звуки, возникающие как бы из воздуха, напряжённый ритм, насыщенная сцена, в глубине которой играет один синтезатор, а спереди – второй, – в общем, всё, что надо для восприятия такой музыки, было на месте.
Во время прослушивания файлов 48/24 я иногда пробовал повышать частоту дискретизации до 96 и 192 кГц, что можно делать с помощью пульта дистанционного управления ЦАПа. Поскольку изменения показались мне несущественными, я сначала не обратил на них особого внимания. Однако позже решил вернуться к исследованию этой функции и проверил работу upsampling’а на материале 44/16. Для этого я снова подключил к sDP-1000 проигрыватель Esoteric X-05 и поставил на него тестовый диск Chesky Records The Ultimate Demonstration Disc (CD, DDD, UD95, 1995).
На этих музыкальных записях аудиофильского качества эффект от повышения частоты дискретизации стал более явным, причём при увеличении частоты до 176,4 кГц он был более ощутимым, чем для 88,2 кГц. Сначала мне это нравилось: становилось как бы немного больше воздуха вокруг инструментов, звучание приобретало дополнительную реверберацию. Вокал становился иногда более чётким. Хотя кому-то это может понравиться, а кому-то – нет. В этой связи я вспомнил, что в фонограммы первых дисков Битлз при издании их музыки в Америке вносилась дополнительная реверберация, соответствующая вкусу тамошних слушателей. В Великобритании же это было не нужно.
Через некоторое время манипулирования с разными частотами я поймал себя на мысли, что звучание знакомых мелодий при повышении частоты дискретизации часто становится непривычным, может быть, не всегда естественным. Я бы наверно отказался от постоянного использования этой функции. А тот, кто станет владельцем такого аппарата, сам сможет решить – надо ему это или нет. Но одно бесспорно – в sDP-1000 повышения частоты дискретизации оказывает ощутимое влияние на звук, которое особенно проявляется с низкими частотами дискретизации музыкальных файлов.
Добавлю, что когда я слушал компакт-диски из своей коллекции через sDP-1000, они звучали более интересно, чем раньше – стало больше нюансов в музыке, как будто проявились (или появились?) новые звуки, которые не были слышны раньше. По-моему, это неплохо, что ЦАП такого уровня может заставить зазвучать компакт-диск по-новому.
Попробовал и файлы DSD. Альбом Blue Coast Collection (DFF, Blue Coast Records, 2007) звучал прекрасно. А песня Looking For A Home
из этого альбома – вообще одна из лучших записей вокала в сопровождении
гитары в формате DSD, которую я когда-либо слышал. Конечно, для того,
чтобы ЦАП проявил себя с лучшей стороны, должна быть звукозапись
соответствующего уровня. И здесь мало кто может соперничать с Куки
Маренко (Cookie Marenco), продюсером, создателем компании звукозаписи Blue Coast Records (США) и особой техники звукозаписи под названием Extended Sound Environment (ESE).
Каждый раз после включения ЦАПа sDP-1000 на его дисплее сначала появляется девиз компании SOtM: Ultimate High Performance Audio, что по-русски можно перевести как «предельно высокое качество звука». Можно, конечно, усмехнуться и подумать, что желание достичь какого-либо предела похоже на путешествие к горизонту: он каждый раз снова удаляется, как только приближаешься к нему. Но то, что компания SOtM с помощью своего ЦАПа sDP-1000 вплотную подошла к такому ошеломляющему, почти предельному, впечатлению от звука, – в этом я не сомневаюсь. Как и в том, что здесь важна не только цель, но и путь к её достижению.
Комментариев нет:
Отправить комментарий