среда, 25 февраля 2015 г.

Я услышал будущее потокового аудио — Meridian MQA. Часть 2.

Сжатие без потерь этого файла дает дальнейшее сокращение скорости потока данных, до (насколько я понимаю) около 1.5Mbps на канал для стерео записей, что лишь слегка больше, чем нужно для несжатого CD аудио и вдвое больше, чем требуется для передачи 16/44.1k FLAC или ALAC файлов (это моя предположительная оценка - Джон Аткинсон).

Преимущества для стриминга просто очевидны. Без какого либо увеличения полосы частот, потоковые сервисы смогут предложить подлинное аудио высокого разрешения. Сейчас, когда я пишу эти слова, британский сервис   7digital уже объявил о глобальном стратегическом партнерстве с Meridian Audio: "... приняв на вооружение MQA, он станет первым провайдером цифровой музыкальной платформы, которая предлагает этот формат аудио высокого качества как для скачивания, так и для стриминга."

Так как MQA декодер реализуется программно, а современные ЦАП контролируются ПО «зашитым» в ПЗУ (firmware), то нет никаких препятствий для компаний, производящих аппаратуру, чтобы предложить MQA декодирование - нужно только, чтобы они лицензировали эту технологию. (Когда я спросил Боба на презентации MQA в Манхеттене, он был скуп на детали, сказав только, что на выставке CES будет все объявлено). Но первый MQA-оснащенный декодер будет доступен уже в версии Mk.2 ЦАП Meridian Explorer, и, насколько я понимаю, запланировано обновление прошивки ПО для ЦАП Meridian Prime, который я тестировал в октябре, что позволит ему также воспроизводить MQA.

Но... у нас ведь уже есть доступ к аудио с высокой частотой дискретизации через сайты, вроде HDtracks. Кроме сокращения времени загрузки, какие еще преимущества может предложить MQA?

Есть у MQA еще пара преимуществ - одно коммерческое, другое касается качества звука: 


Meridian MQA-Stereophile

Обратная совместимость

Если вы еще раз посмотрите на рис. 4, приведенный выше, вы сможете увидеть на нем зеленую линию, которая определяет уровень 16-битовых шумов для 16-битового PCM формата. Все дополнительные инкапсулированные данные лежат значительно ниже этого предела. Таким образом, если цифровой файл обрезается по разрешению до 16 бит, вы получаете эквивалент обычной цифровой записи в основном диапазоне, с частотой дискретизации 48 кГц - в данном примере. Для ЦАП или плеера, который не оснащен декодером MQA, файл с MQA будет воспроизводиться как обычный 16-разрядный файл.

Это означает, что звукозаписывающие компании не должны будут предлагать множество различных форматов файлов. Единая фонотека будет служить как широкой публике, так и аудиофилам. Председатель совета директоров компании Atlantic Крейг Каллман был на презентации в Манхэттене, и когда я с ним разговаривал, он был в восторге от этого аспекта MQA.

Здесь имеется аналогия с виниловыми пластинками: одна фонотека, которую можно воспроизводить на проигрывателях для массового рынка, но способная выдавать повышенное качество звука для тех, кто инвестирует свои средства в более продвинутые проигрыватели. При этом технология MQA намерена гарантировать подлинный уровень мастер-записей высокого разрешения, а не просто CD-мастеров с повышенной частотой дискретизации, которые маскируются под "hi-rez."

Коррекция источников

Возвращаясь к треугольнику музыкальной информации, приведенному на Рис.1, мы поднимаем старый вопрос - зачем мы должны сохранять и воспроизводить частоты выше пределов человеческого слуха, даже если мы можем сделать это? Обсуждению этого вопроса Боб уделил некоторое время в своей презентации, и ответ его сводится к тому, что наша система «ухо – мозг» работает не просто как частотный анализатор. Дело в том, что эволюция провела тонкую настройку нашей слуховой системы, так чтобы она смогла обнаруживать такую разницу во времени прихода звуков, которая эквивалентна частотам, значительно большим, чем 20 кГц. А сглаживающие фильтры в аналого-цифровых преобразователях и реконструирующие фильтры в цифро-аналоговых конвертерах вносят такое  «временное смазывание», которое значительно больше, чем наша система ухо - мозг настроена ожидать от природных звуков: вот это размазывание, как я полагаю, и несет ответственность за так называемый «цифровой» звук.

Кодер и декодер в MQA разработаны совместно так, чтобы иметь переходной отклик (transient response) такого же вида и порядка, как и для временной чувствительности системы ухо - мозг. И если на этапе кодирования в MQA временной эффект от работы A/D конвертера может быть скомпенсирован, то вся система предложит вам более «прозрачное окно» в исходное музыкальное событие. Компания Meridian описывает это как «улучшение оригинальной мастер-записи в направлении оригинального исполнения, аналогично тому, как эксперт по реставрации антикварной картины использует процесс очистки от грязи и бесцветного лака полотен Старого Мастера, чтобы выявить исходный цвет и яркие краски картины».

Судя по записям, услышанным на Манхэттене, некоторые из которых датированы еще началом 1950-х годов, можно понять, что создание MQA так же важно для качества воспроизведения и записи звука, как и появление цифровых технологий 40 лет назад. Я послал Бобу некоторых из моих собственных мастер-записей в формате hi-rez PCM для кодирования в MQA, так что я скоро смогу самостоятельно оценить влияние новых технологий на качество звука. Тем временем, на следующей странице я привожу реакцию Джейсона Серинуса (Jason Serinus) на последнюю демонстрацию MQA, состоявшуюся в Калифорнии.

Meridian MQA: впечатления слушателя

Джон Аткинсон попросил меня поделиться впечатлениями от MQA. В настоящее время только один розничный магазин в Соединенных Штатах в состоянии продемонстрировать систему кодирования/декодирования Meridian MQA (Master Quality Authenticated  — «Аутентичное Мастер Качество» - или «прошедшее проверку на соответствие») — он находится в High Mountain View, CA — в Калифорнии. Я прослушивал новую технологию во время ответного визита в Bay Area, на той же самой паре акустических систем Меридиан DSP8000SE, которую я тестировал в апреле, и MQA заново впечатлила меня буквально на каждом треке.

Поскольку компания Audio High послала на Meridian конкретные записи с различным разрешением, которые я хотел, чтобы они закодировали, то я в основном прослушивал именно этих треки. Евгений Конников (Eugene Konnikov) и Michael Silver из Audio High необыкновенно щедро уделили мне свое время, позволяя делать частые параллельные сравнения записей в одном и другом варианте.

В чрезвычайно «сухо» звучащей комнате для прослушивания салона Аудио High мы начали с файла с разрешением 24/88.2k - записи Hilary Hahn, которая играет то, что я считаю интерпретацией Концерта для скрипки с оркестром № 2 И. С. Баха, BWV1042. Звучание оказалось таким же убедительным, как у необработанного hi-res файла высокого разрешения, я буквально рассмеялся над разницей, когда началась версия MQA. Я не только почувствовал, что как будто исчезла вуаль, но и в звуке появилось гораздо больше красок, а инструменты обрели большую телесность. Больше стало «мяса на костях», я заметил также, что стало меньше цифровой резкости у звука скрипки. Я слушал Хану на концертах несколько раз, и это воспроизведение было самым близким к реальному, которое я когда-либо слышал.

Далее последовал дуэт Рэя Чарльза и Натали Коул в песне "Fever". Помимо того, что оба исполнителя звучали просто фантастически - поразительно было вспомнить, что Чарльз был уже близок к смерти, так блестяще он исполнил эту безупречную запись – и MQA версия сумела более правдоподобно передать ощущение большой звуковой сцены. Голос Натали Коул, в частности, прозвучал также гораздо более четко и ярко на записи с MQA. Столь же примечательно было то, что барабан приобрел гораздо лучший удар, причем не только потому, что передний фронт его звука стал лучше очерчен, но и благодаря более точному отображению его резонансной глубины и оттенков реверберации.

Затем я послушал, версию Херби Хэнкока песни Джонни Митчелла "The River" в разрешении 24/96. Благодаря MQA не только были более звучными тонкие переливы голоса Corinne Bailey Rae, но и цвет, и округлость звучания фортепиано Хэнкока оказались реально выдающимися. Звук щеток на барабанах казался гораздо более четким и реалистичным, чем без MQA.

Единственный недостаток, который я услышал у MQA - чрезмерный реализм, который он привносит в шумное дыхание баритона Маттиаса Герне на записи Шуберта "Litanei", когда микрофон установлен слишком близко к певцу. Герне решил спеть песню очень и очень медленно, но для этого требуются огромные вдохи, чтобы пропеть всю фразу целиком. Начнем с того, что он вообще слишком шумно дышит, и излишний реализм, в данном случае, умалял его артистизм. Для соблюдения баланса в оценке, следует отметить, что отображение сложности его голоса, в том числе скрежещущих оттенков, что иногда можно услышать в живом исполнении, было в чем-то даже сверхъестественным.

Пристегните теперь ремни, мальчики и девочки, потому что мое прослушивание было завершено частью трека Metallica "Enter Sandman" с разрешением 24/96. Хотя я признаю, что мое дыхание углубилось после того, как музыка закончилась, и мои уши имели возможность восстановиться, это сравнение выявило наиболее кардинальные улучшения, которые MQA может сделать для чего угодно, кроме акустической презентации.

Благодаря MQA, я услышал гораздо лучшее разрешение музыкальных  инструментов и разделение между ними, а также между нотами в более легком начале трека. Когда же группа начала играть «на всю катушку», я был поражен тем, насколько гораздо более красочным и несомненно брутальным звук был с кодированием в MQA. Полнота воздействия «тяжелого металла» была такова, что раньше я думал - такое возможно лишь при живом исполнении. И это, заметьте, на таком уровне громкости, который ради моих ушей был вывернут вниз на несколько ступеней от моего первоначального прослушивания без MQA. То, что музыка может быть меньше по громкости, но звук при этом гораздо более злобным и подлым, наиболее ярко свидетельствует - MQA может обеспечить заметное улучшение в передаче музыки. - Jason Victor Serinus

Комментариев нет:

Отправить комментарий