среда, 3 июля 2013 г.

СЕТЕВОЕ АУДИО Потоковое вещание для аудиофилов. Часть 2

 Появление компьютеров в мире Hi-Fi открыло революционные способы создания, организации и прослушивания домашних музыкальных коллекций. Единственная проблема заключается в том, что компьютеры, выражаясь метафорически, родом с Венеры, a Hi-Fi с Марса, что порождает постоянные проблемы с их коммуникацией. Тем не менее бояться не стоит, так как во второй части нашего аудиофильского руководства по стримингу мы дадим вам практические советы, как выжать максимум из ваших CD-рипов и скачанной музыки в цифровых форматах. И все это без захламления винчестера файлами, сжатыми при помощи компрессии с потерей информации, звучание которых заставит вас задуматься о том, стоило ли вообще становиться меломаном.

Компьютер обладает серьезным аудиофильским потенциалом - он способен выжать 100 процентов из оригинальной записи, а не жалкие 5, как в случае с МР3. Поэтому если вы ищете нечто лучшее, чем просто "неплохой звук" (особенно это касается записей с высокой частотой дискретизации), то определенно есть способ добиться этого, причем с максимальным удовольствием.

PC VS. MAC

1.jpgВ последние годы компьютеры "Макинтош" начали успешно конкурировать с PC. Они, безусловно, совершенны с эстетической точки зрения, но нас это мало волнует. Гораздо важнее то, что они, возможно, начинают наступать на пятки PC в плане производительности, так как используют по сути ту же элементную базу и архитектуру. Особенно это касается современных "Маков", которые представляют собой нечто большее, чем компьютер на базе Linux с симпатичным графическим интерфейсом. Один из аргументов перехода на Мас заключается в том, что для этой платформы создано больше мультимедийно ориентированного софта, например DLNA-серверы типа Twonky. Так что, если вы Мас-ортодокс, совершенно необязательно покупать для аудиозадач персоналку PC. Современные "Макинтоши" способны также использовать различные эмуляторы, а потому вы можете запускать на них Windows-программы. Это, разумеется, не идеальный вариант, поскольку эмуляторы расходуют ресурсы процессора, которые лучше бы потратить на нечто действительно полезное.

ВОПРОС КАЧЕСТВА

Месяц назад мы пришли к выводу, что самый простой способ выкинуть огромное количество музыки - переконвертировать ее в МР3 с "качеством выше среднего", т. е. с битрейтом 320 кбит/с. Например, исходный трек The Rolling Stones "Street Fighting Man" в высоком качестве (24 бит/176,4 кГц) ужимается с 196,53 Мбайт до 7,73 Мбайт в МР3 (320 кбит/с). Это означает, что 96% оригинальных данных просто выбрасываются! Другими словами, МР3 дает вам менее 4% от оригинальною высокого качества. Обработайте версию этой же песни в формате 16 бит/ 44 кГц, и МР3 все равно выкинет целых 77% музыки. WAV-файлы, создаваемые большинством утилит для рипа CD, намного больше любого сжатого файла (неважно, с потерями он сжат или нет). И звучат они, разумеется, лучше, но как вариант для музыкальной библиотеки подходят плохо, поскольку контейнер WAV не поддерживает хранение метаданных. Легко заблудиться в куче песен "unknown"из альбомов "unknown" исполнителей "unknown". Naim Audio работает над решением этой проблемы, но еще публично не анонсировала результаты своих трудов. Мы считаем, что лучший вариант для хранения музыки - формат FLAC, который обеспечивает грамотную поддержку метаданных (Vorbis Comments вместо устаревших ID-тегов МР3). Если вы выберете для прослушивания FLAC в высоком качестве, то (в случае с вышеупомянутым "Street Fighting Man") столкнетесь с необходимостью передачи по сети более 8,3 Мбайт в секунду, поэтому витая пара пятой категории будет предпочтительнее Wi-Fi-соединения. На подобной скорости вы не захотите иметь дело с такими явлениями, как коллизия IP-пакетов или потеря данных, поэтому, кроме хорошего кабеля, в вашем NAS должны быть высококачественный гигабитный коммутатор и столь же качественная сетевая карта. Обычно использование сетевых компонентов одного и того же производителя дает преимущество: комплект собственной сборки редко когда способен стабильно обеспечивать аналогичную скорость и надежность. Помните, что в технических характеристиках своих изделий фирмы-изготовители всегда подразумевают абсолютно идеальные условия связи, и крайне маловероятно, что вы сможете добиться таких условий у себя дома.

ИНТЕРНЕТ-РАДИО / СЕРВИСЫ ПОТОКОВОГО ВЕЩАНИЯ

Давайте договоримся с самого начала: интернет-радио - это не аудиофильский ресурс, даже если речь идет о широкополосном вещании или сервисе, который обеспечивает еще большую скорость трансляции. Однако это не мешает ему быть приятным и полезным источником музыки. Многие считают радио идеальным вариантом на работе, особенно если речь идет о станциях без диджеев типа Radio Paradise. Учитывая, что существует более 20 000 различных станций, можно легко ознакомиться с музыкой, которую раньше не слышал. С точки зрения качества Radio Paradise - исключение, так как предоставляет большой выбор потоков для обслуживания различных по скорости каналов связи и плееров, от МР3 с битрейтом 16 кбит/с для модемных пользователей и стандартою МРЗ со 128 кбит/с до ААС улучшенного качества (128 кбит/с) и великолепного Ogg Vorbis (192 кбит/с). Выбор из этого многообразия потоков прост для всех, кто слушает музыку на компьютере, но если вы используете медиаплеер, то разумнее всею выбрать сервис vTuner, который доступен для плееров Arcam, Denon, Harman/Kardon, Naim, Pioneer и Yamaha и позволяет добавить нужный поток к вашему списку станций. Наряду с плеерами со встроенной поддержкой интернет-радио существуют и специализированные портативные интернет-приемники, такие как Q2 и Logitech Squee-zebox radio, - альтернатива XXI века вездесущим транзисторным приемникам прошедшей эпохи. Также есть сервисы, которые обычно называют персонализированным радио, например Spotify, где вы можете создавать свои собственные плей-листы и делиться ими с друзьями и коллега ми через Facebook или Twitter. Можно начать с бесплатной базовой версии Spotify и при желании проапгрейдить ее до премиум-статуса, что даст вам отсутствие рекламы, вещание до 320 кбит/с и другие возможности за 9,99 фунтов в месяц. Есть также и Last.fm, которое отслеживает, что вы слушаете, и советует музыку, которая может вам понравиться. За последние годы эти сервисы стали очень распространенными и намного более удобными в использовании, чем раньше, несмотря на всю их неаудиофильскую сущность.

ЧТО ВАМ ПОНАДОБИТСЯ

В принципе, чтобы наслаждаться CD-рипами и скачанной музыкой, вам необходимы только два элемента - дисковое хранилище и медиаплеер. Это могут быть отдельные устройства - плеер и NAS (сетевой диск), или плеер со встроенным диском. Последний вариант намного дороже, к тому же некоторые производители считают, что размещение жестких дисков и их контроллеров в одном корпусе с аудиоэлектроникой - идея, мягко говоря, не самая лучшая. Naim Audio, к примеру, сейчас выпускает плеер HDX с крошечным SSD-накопителем (твердотельный диск без вращающихся частей), на котором хранится только операционная система, но не музыка -для аудиозаписей используется NAS. Bryston выпустила плеер BD-P1 вообще без внутреннего диска, но со слотом Memory Stick и возможностью подключения винчестера через порт USB. Даже если ваш плеер снабжен внутренним диском, вы, скорее всею, захотите настроить его для использования внешнего хранилища музыки (если вас, конечно, беспокоит вопрос хранения музыки на внутреннем HDD). Привлекательность интегрированных NAS-решений заключается в их компактности и отсутствии надобности приобретать и настраивать отдельный NAS unit (обычно в роли таковою выступает недорогой компьютер). Последнее может быть проблемой, тогда как большинство NAS-дисков на самом деле очень маленькие устройства и нуждаются всего в двух кабелях - для подключения к розетке и к сети. Линейка дисков VortexBox особо проста в установке и избавит вас от необходимости размещать NAS в той же комнате, где установлена Hi-Fi-аппаратура. Плееры - это просто еще один источник звука, который подключается к преду аналоговым или цифровым способом, а также поддерживает сетевое подключение - беспроводное или обычное. Проводной вариант однозначно лучше, так как окружающая Hi-Fi-систему среда всегда не идеальна с точки зрения электромагнитных полей. Наконец, есть третий элемент, если речь идет о получении музыки с CD, - риппер, который позволяет эту музыку "снимать". Им может быть как отдельное устройство, например Naim или Olive, так и компьютер или NAS с возможностью рипа исходников (например, VortexBox или RIPnas). Некоторые люди никак не хотят верить, что рипы (даже точные побитовые копии) различаются по качеству звучания в зависимости от оборудования и софта, использовавшихся для их получения. Стоит сравнить несколько рипов одного и того же трека, прежде чем принять окончательное решение о выборе средства риппинга ваших дисков. Например, последняя версия утилиты DBpoweramp делает заметно лучшие рипы, чем ее предшественница.

СОЕДИНЯЕМ ВСЕ ВМЕСТЕ

В большинстве домов сейчас уже есть домашняя сеть и высокоскоростной Интернет. Вашей программе это понадобится для получения метаданных и скриншотов обложек для рипнутых дисков - музыка без метаданных бесполезна. Вам также потребуется быстрое интернет-соединение для прослушивания интернет-радио и сервисов типа Spotify. В наши дни модемное соединение - анахронизм, да и медленное выделенное подключение немногим его лучше. Внутри дома вы захотите самое быстрое соединение, которое сможете получить, поэтому даже не рассматривайте предложения медленнее гигабитного оборудования, особенно если рассчитываете на беспроблемную передачу файлов с музыкой в высоком качестве. Как уже упоминалось, использование проводного подключения, хороших экранированных кабелей и патч-кордов предпочтительнее Wi-Fi. Простейший способ - к коммутатору интернет-провайдера подключить гигабитный свитч (около 40-50 фунтов), а к нему, в свою очередь, медиаплеер и NAS. При таком варианте все ваше музыкальное оборудование будете в том же адресном пространстве, что и домашние компьютеры. Этого можно избежать, подсоединив отдельный роутер (60-100 фунтов) к первому коммутатору и настроив DHCP (Dynamic Host Control Protocol, протокол динамической конфигурации узла) на раздачу адресов в отдельном от первого коммутатора адресном пространстве. Если же вы воспринимаете вышесказанное как простой набор букв, то купите пива своему другу, разбирающемуся в домашних сетях, и попросите его настроить все за вас.

КОНТРОЛИРУЕМ ВСЕ

Все медиаплееры обычно поставляются с пультом ДУ и крошечным сегментным ЖК-дисплеем. Такой способ управления можно с натяжкой считать удовлетворительным, но есть и другие варианты - с крупным экраном, и для большинства они будут предпочтительнее. Основная масса проигрывателей имеет HTTP-интерфейс, и это означает, что ими можно управлять через веб-браузер на компьютере или ноутбуке. У многих из них также есть специальное ПО для смартфонов (наибольший выбор для iPhone) и планшетов типа Apple iPad, которые, похоже, становятся выбором номер один для немалого числа семей, вытесняя из этой ниши iPod Touch и iPhone. Значительная часть плееров также снабжена портом RS-232 для подключения систем управления домом типа АМХ и Crestron.

Комментариев нет:

Отправить комментарий