понедельник, 17 декабря 2012 г.

Поговорим о проблемах цифровых носителей...

Вы любите слушать качественную музыку на качественной звуковой аппаратуре? Я лично обожаю. Только вот тут возникает проблема необходимости траты большого количества денег на приобретение качественных фирменных или лицензионных дисков. Учитывая, что фирменный диск стоит от 300 до 500 рублей и более при наших  зарплатах любителю качественного звука можно быстро разориться, заимев коллекцию хотя бы из ста аудиодисков! Отсюда единственный выход, который я вижу два пути: переписывать фирменные аудиодиски у знакомых или искать, и скачивать музыку из сети (интернета). 

Только вот возникает еще одна проблема: существует распространенное среди аудиофилов мнение о том, что фирменный диск невозможно переписать один к одному на компьютере без потери качества. Эта статья посвящена развинчиванию этого мифа. Да и других мифов тоже...

Итак, можно ли снять с аудиодиска совершенную копию?
В разговорах с аудиофилами и меломанами от них, как правило, можно услышать только одно мнение: нельзя. Если хочешь услышать качественный звук, а не его жалкое подобие, то покупай фирменный диск. Вот, такая вот безысходная ситуация. То же самое об этой проблеме можно прочитать в разных музыкальных журналах, которые, кстати, финансируются производителями High End аппаратуры и дисков.

Как же так? Вновь и вновь возвращаясь к этому вопросу, у меня постоянно возникала мысль, что кто-то нас здесь водит за нос, либо выдают не всю правду или подменяют ее информацией, какой ее хотят представить любители качественного звука с дорогущей аппаратурой, а также писатели, пишущие статьи для любителей качественного звука.

Время от времени мне приходилось слышать от меломанов о том, как они сделали копию с какого-нибудь фирменного диска и, поставив копию в свой килобаксовый CD-плеер, слышали отчетливую разницу в звучании между фирменным диском и его копией, сделанной на компьютере. Даже я сам когда то решил проделать такой эксперимент и отчетливо услышал разницу между качеством звучания оригинального диска и его копией.
В чем же здесь причина?
Оказывается, этому есть несколько объяснений.
  • Во-первых, формат CD audio был разработан еще в 80-х годах, когда персональных компьютеров, таких, какими мы их сейчас знаем, не существовало. Если килобаксовый или обычный CD плеер во время проигрывания аудиодиска наткнется на ошибку, то не остановит воспроизведение диска, а просто проигнорирует плохо читаемые сектора и продолжит считывание следующего сектора. При этом вместо пропущенного сэмпла он создаст свой собственный и вставит его в звуковой поток на выходе ЦАПа, что называется интерполяцией.  Поэтому меломан, прослушивающий такой диск с ошибками, сразу услышит разницу в звучании и отбракует диск как недостойный его внимания, а любители компьютерного звука с некачественными звуковыми картами ничего не услышат и будут вполне довольны своей судьбой.
Считается, что на качественно сделанных фирменных дисках ошибок практически нет и поэтому они и звучат лучше, чем их копии, или нефирменные (пиратские) диски. Что касается пиратских дисков, то я долго не мог понять, почему они звучат хуже фирменных. Оказывается, все дело в том, что т.к. музыкальные аудиодиски тиражируются механическим способом (штампуются), то многое зависит от качества штампа, а также от того, насколько сильно штамп изнашивается во время производства дисков. На фирменном оборудовании используются качественные штампы, да и контроль качества соблюдается. Пираты же экономят по максимуму, штампы используют до тех пор, пока его качество не изменится до такой степени, что это уже становится слышным даже на плохой аппаратуре. Что же касается того, как именно происходит изменение качества звука, то, когда штамп начинает изнашиваться на диске либо появляются другие звуки, которых в оригинальной копии не было, либо исчезают какие-то биты из существующего звука, что хорошо слышно на дорогой аппаратуре.
  • Во-вторых, из-за того, что формат CD Audio отличается от формата PC CD-ROM, если попробовать переписать аудиодиск через такую программу копирования дисков, как, например, Nero, то во время первой фазы копирования, а именно, снятия образа диска возникнут ошибки, которые будут проигнорированы программой копирования диска, и, таким образом, мы получим неточную копию аудиодиска, что может быть слышно на дорогой аппаратуре. Люди, знающие как правильно грабить аудиодиски, давно уже пользуются для копирования дисков бесплатной программой под названием Exact Audio Copy (уже была статья на эту тему), созданной Немецким студентом, которого до того раздражали всякие программы по копированию аудиодисков, (включая такую печально известную программу как Audio Catalyst, в которой, оказывается, присутствует отстойный аудиокодек марки Xing), что он скомпилировал свою собственную программу, которая до сих пор считается самой точной программой копирования аудиодисков. Ее можно бесплатно скачать в Интернете с домашней страницы создателя программы по следующему адресу: http://www.exactaudiocopy.de

  • В-третьих, при копировании аудиодиска и создания копии аудиодиска на болванке мы как бы создаем себе проблемы и потом героически их преодолеваем, т.е.. наступаем на те же самые грабли. Дело здесь в том, что даже если мы сумели сделать точную копию аудиодиска, то после того, как мы вставим его в килобаксовый CD-плеер, то все равно услышим разницу в его звучании по сравнению с оригиналом. Причина здесь состоит в том, что килобаксовые CD-плееры, как правило, не предназначены для проигрывания CD-R болванок, и в виду того, что коэффициент отражения болванки несравненно хуже, чем у фирменного аудиодиска, то килобаксовый проигрыватель, у которого такой «крутой» транспорт, не может справиться с обычной болванкой, и поэтому считывает ее хуже, чем фирменный диск. Ведь, в виду того, что CD плеер производит считывание с аудиодиска в реальном режиме, то как только лазер наткнется на слабо записанный сигнал, он его пропустит и начнет читать следующий сектор. Компьютерный же CD-ROM работает другим образом: если он не может правильно считать какой-то сектор, то снова и снова к нему возвращается и таким образом обеспечивается 100% корректность считывания данных.
  •  В-четвертых, и похоже, что это основная причина отличия в качестве, состоит в том, что при записи болванки на пишущем приводе компьютера из-за того, что блок питания компьютера и мотор пишущего привода недостаточно высокого качества,то во время записи диска скорость вращения диска меняется, что приводит к тому, что питы прожигаются на диске несколько неравномерно, вследствие чего при проигрывании этого диска в стационарном CD плеере возникает джиттер, который приводит к деградации звука на низких частотах, т.е. низкие становятся менее динамичными и вялыми. 
  • В- пятых, приходиться учитывать разницу в качестве звуковой карты и ЦАП-а приличного плеера. К счастью, на рынке все-таки начинают появляться качественные аудиокарты, которые могут посоперничать по качеству звука с производителями аппаратуры класса High End. Это карты от немецкой компании Terratec, американский Linx и т.д. Если для вас качество звучания имеет первостепенное значение, то можно взять сигнал с цифрового выхода аудиокарты или материнской карты компьютера и подать на хороший внешний ЦАП.

Комментариев нет:

Отправить комментарий