среда, 19 декабря 2012 г.

Технология DSD

В условиях неопределенности с форматом для хранения музыки без физического носителя самое время вспомнить лучшее достижение человечества в этой сфере - технологию DSD.
DSD (англ. Direct Stream Digital) - однобитный аудиоформат, разработанный компаниями Sony и Philips, в котором используется кодирование плотностно-импульсной модуляцией (англ. Pulse Density Modulation (PDM), разновидность сигма-дельта-модуляции) и применяется для хранения звукозаписей на оптическом носителе SACD. Изначально предполагался как архивный формат звукозаписывающей компании Sony Music для перевода музыкального архива в цифровой формат.

Когда-то понимающие люди убедились, что CD-копии могут не совпадать по звуку с оригинальными дисками. Не всегда точное копирование (CD-ROM по умолчанию не умеет точно встать на начало трека компакт-диска, ему нужно программно задавать смещение), непредсказуемая реакция сервосистемы плеера на фталоцианиновое покрытие CD-R и многое другое. В целом это если и не приводило к слышимым артефактам, то провоцировало рост джиттера в цепи, а далее проявляло себя в фазовых проблемах и прочей мути в звуке. На моей практике иногда бывало и наоборот - когда именно CD-R начинал звучать лучше оригинала.

Эффект наблюдался на «золотых» болванках Kodak с качественным покрытием и классической величиной дорожки в 1,7 мкм на стандарт 74 мин. Напомню, что с определенной поры с целью достижения емкости 80 мин, на компакт-дисках и новых партиях CD-R это значение уменьшили до 1,5 мкм. Мало того, фирменные диски в тираже не всегда были идеальными. Кто из нас не вспомнит, как начинает стучать в транспорте иной фирменный компакт с эксцентриситетом! А сколько было случаев, когда издатель в рамках одного каталожного номера без всякого анонса мог изменить громкость (и динамический диапазон!) фонограммы в разных региональных тиражах. Особенно это касалось каких-то популярных альбомов - с миллионными тиражами. Сейчас, когда есть возможность порыться на торрентах и бесплатно сравнить тот или иной вариант релиза, проблема поиска наиболее адекватного звучания любимого исполнителя не выглядит столь беспросветной. Между прочим, торренты же и выручили меня, когда один из моих довольно редких фирменных CD в коллекции (без нарушения условий эксплуатации) взял да и отдал богу душу. Что-то там с защитным покрытием, которое, мутнея и умирая, защитило его и от воспроизведения, и от точного копирования в том числе.

Сегодня, когда физический носитель и его проблемы выведены за скобки, и много lossless-музыки продается онлайн, остается смотреть, насколько это возможно, что предшествовало появлению конкретного издания. Насколько ветхими или, наоборот, высокотехнологичными оказались исходники, насколько увлекались компрессией при мастеринге новинки.

Если говорить об идеально записанном и выпущенном альбоме, то я бы предпочел получать релизы не в 24-битовом FLAC, как могли подумать догадливые читатели. И даже не в 32-битовом.

Не только один я вспоминаю SACD как самого опасного цифрового конкурента аналоговым достоинствам пластинки и мастер-ленты. Особенного такого SACD, где запись сразу оцифровывалась в DSD- или DXD-поток, - более сердечного и естественного звука я еще не слышал. Хайрезы этих двух форматов в онлайне пока можно встретить лишь на частных страничках музыкантов да паре лейблов (Blue Coast и 2L), причем там доступны и бесплатные треки, попробуйте. Тем же, кто хочет серьезно заняться сохранением своей виниловой коллекции, я бы рекомендовал обзавестись для этих целей строго DSD-рекордером. Например, подойдет Tascam DV-RA 1000 HD за 1500 долларов. И тогда даже боги 33-й и 45-й скоростей будут завидовать вам. Причем эти две технологии ("винил" и SACD) настолько схожи, что просто поразительно, как раньше производителям не могла придти подобная идея в голову. 1-битное чтение информации с цифровой дорожки компакт-диска по технологии DSD, напоминает то, как головка звукоснимателя читает данные с виниловой бороздки. Причем в виниле форма бороздки пропорциональна форме реальной звуковой волны. В варианте с цифровой дорожкой DSD эта пропорциональность сохраняется только с лучшими параметрами качества, поскольку мы имеем дело с цифровым трактом. 
В результате получаем динамическую характеристику 120 дБ во всем слышимом диапазоне, частотный диапазон от 0 Гц до 100 КГц, минимум искажений и максимально возможное соответствие исходному звуковому сигналу.

Комментариев нет:

Отправить комментарий