13. О категорической недостаточности 16 бит 44.1 кГц
Первый и самый значимый довод состоит в том, что для 24-х битных записей динамический диапазон может быть увеличен многократно, благодаря гораздо большей разрядности. Здесь сразу надо определиться, что же на самом деле представляет из себя динамический диапазон.
Когда говорится о динамическом диапазоне, скажем, симфонического оркестра (по мнению разных авторов от 60 до 75 дБ) имеют в виду отношение амплитуды самого громкого Форте-фортиссимо к самому тихому Пиано-пианиссимо. Вроде бы всё верно, и к этой информации апеллирует буквально каждый, кто хочет рассчитать динамический диапазон. Но можем ли мы говорить, что Пиано-пианиссимо это тот самый минимальный квант, тише которого уже не бывает? Конечно, это никакой не минимальный квант, а какая-нибудь окарина, со своим тембром и со своей динамикой, про которую все как-то «забыли». Сколько отвести ещё динамического диапазона на тихонько звучащий инструмент, я сказать не берусь, знаю только, что 8-битный звук на малой громкости звучит нормально. На сверхмалой может, видимо, хватить 4-5 бит, т.е. 18-24 дБ.
То есть д.д. симфонического оркестра на самом деле составляет 75+24=99дБ (!!!) и приблизительно равен динамическому диапазону CD. Такого диапазона я, к сожалению, не встречал ни на одной из записей! Для удобства прослушивания всегда применяется компрессия минимум 1.2:1, что превратит исходных 99дБ в 83дБ, но это уже совсем другая история.
Для реальных музыкальных произведений обычный уровень сигнала составляет -10…-15 дБ, однако и для этого уровня IMD находится в пределах 0.0005%, что надо признать очень хорошим результатом.
Из графика видно, что для хорошего ЦАПа (PCM1704) в 16-ти битном режиме Кг при уровне -15 дБ составляет уже 0.007%, IMD тоже будет около 0.007%, что в три раза хуже «слуховых потребностей».
Первый и самый значимый довод состоит в том, что для 24-х битных записей динамический диапазон может быть увеличен многократно, благодаря гораздо большей разрядности. Здесь сразу надо определиться, что же на самом деле представляет из себя динамический диапазон.
Когда говорится о динамическом диапазоне, скажем, симфонического оркестра (по мнению разных авторов от 60 до 75 дБ) имеют в виду отношение амплитуды самого громкого Форте-фортиссимо к самому тихому Пиано-пианиссимо. Вроде бы всё верно, и к этой информации апеллирует буквально каждый, кто хочет рассчитать динамический диапазон. Но можем ли мы говорить, что Пиано-пианиссимо это тот самый минимальный квант, тише которого уже не бывает? Конечно, это никакой не минимальный квант, а какая-нибудь окарина, со своим тембром и со своей динамикой, про которую все как-то «забыли». Сколько отвести ещё динамического диапазона на тихонько звучащий инструмент, я сказать не берусь, знаю только, что 8-битный звук на малой громкости звучит нормально. На сверхмалой может, видимо, хватить 4-5 бит, т.е. 18-24 дБ.
То есть д.д. симфонического оркестра на самом деле составляет 75+24=99дБ (!!!) и приблизительно равен динамическому диапазону CD. Такого диапазона я, к сожалению, не встречал ни на одной из записей! Для удобства прослушивания всегда применяется компрессия минимум 1.2:1, что превратит исходных 99дБ в 83дБ, но это уже совсем другая история.
Теперь попробуем посчитать динамический диапазон исходя не из потребностей, а из возможностей.
Зададимся максимально возможным уровнем, развиваемым нашими АС, 115
дБ, это приблизительно 2х150Вт при чувствительности АС 92 дБ и
расстоянии от них 2 метра (ну очень громко). Уверен в том, что посидев
несколько минут при звуковом давлении 115 дБ, вы на первое время
утратите способность ясно слышать свой собственный голос. Мне лично
такая возможность не очень нужна, я бы предпочёл сохранить свой слух и
ограничиться средним звуковым давлением 96дБ. Для
обычной записи со средним уровнем -15 дБ имеем максимальную громкость
111дБ. Если, как и в примере с птичками задаться чувствительностью
слуха -20 дБ относительно шума помещения (около 30 дБ для обычной жилой
комнаты) имеем динамический диапазон 111-30+20=101дБ.
Получается, что наши возможности (101дБ, мощная звуковая аппаратура в обычной комнате) совпадают и с нашими потребностями (99дБ, симфонический оркестр без компрессии), и с возможностями стандарта CD!!!
Однако вернёмся к вопросу о том, какие
преимущества имеют 24-х битные записи. В динамическом диапазоне
преимущество очень хорошее, но выясняется, что воспользоваться им не
очень получается. Может быть, есть шанс получить преимущество по искажениям? Попробуем разобраться в этом вопросе.
Для синусоидального сигнала 20кГц максимальной
амплитуды точность даже самых лучших ЦАПов (в том числе современных
32-х битных) не выходит за пределы 18-19 бит при частоте квантования
44.1кГц. Это отвечает IMD порядка 0.0004%. С уменьшением сигнала
уровень искажений хороших 24-х битных систем нарастает довольно
медленно, что проиллюстрировано на графике ниже (24-битный PCM1794).
Для реальных музыкальных произведений обычный уровень сигнала составляет -10…-15 дБ, однако и для этого уровня IMD находится в пределах 0.0005%, что надо признать очень хорошим результатом.
Для CD при максимальной амплитуде этот параметр составляет около
0.003%, совпадая с чувствительностью слуха (порядка 0.003%, для
звукового давления 90 дБ, по широкораспространённому мнению).
Из графика видно, что для хорошего ЦАПа (PCM1704) в 16-ти битном режиме Кг при уровне -15 дБ составляет уже 0.007%, IMD тоже будет около 0.007%, что в три раза хуже «слуховых потребностей».
Таким образом, можно говорить о действительно серьёзном
превосходстве (до 10 раз по искажениям) 24-х битных систем, особенно
для воспроизведения «неплотных» и «тихих» записей с большим
динамическим диапазоном. Теоретически.
То же самое можно сказать и о 20-битном формате HDCD,
необыкновенно красиво решившем проблему нехватки разрешающей
способности CD.
Практически же, если взять запись среднего качества 24/96 и конвертировать в 16/44.1 то никаких изменений можно и не услышать, по причине низкого качества оригинала.
По поводу полосы воспроизводимых частот написано много, добавлю
только что в техническом плане увеличение частоты квантования с 96 до
192 кГц обычно ведёт к увеличению искажений, но по мнению многих
экспертов не ведёт к слышимому выигрышу в звучании. На графике ниже
(PCM1794) видно как деградирует THD при увеличении частоты квантования
до 192 кГц. В свете этого 96 кГц, видимо, вполне достаточно.
Кстати говоря, с помощью осциллографа я
неоднократно «ловил» якобы 24-х битные записи на том, что в них всего
16 бит. Тем не менее, некоторые из «пойманных» звучат потрясающе
динамично, детально и натуралистично!
Чаще убеждаешся, что подавляющее
большинство записей, в том числе и некоторые тестовые, не используют в
полной мере даже ресурсы 16/44.1. Вспомните, наверняка и в вашей
практике были обычные CD, звучавшие намного живее, динамичнее и
натуральнее чем такие же другие. В условиях современной гонки RMSов даже
ремастированные старые записи зачастую грешат зажатостью динамического
диапазона.
Но записаны они почему-то 24/96 или 24/192! Мне не жалко,
современные носители позволяют, но давайте всё-таки пальцы поуже, ибо
100% людей никогда не услышат этих 24-х бит, и не потому что туги на
ухо… Просто кроме декларирования 24/192 на обложке нужно ещё много чего.
Например, таланты звукорежиссёра, не единственной целью которого будет
являться «чтобы играло на всём». Или акустика и усилитель, имеющие
соответствующий динамический диапазон (что уж говорить о соседях…). Или
lossless стандарт в кино (сейчас он есть только в DTS-HD Master Audio и
Dolby TrueHD).
Сама по себе студийная и наша с вами аппаратура это
всего-навсего железки. И понятно, что высочайшего качества записи
требуют тщательнейшего и профессиональнейшего подхода при записи и
сведении. Неудивительно, что их так немного.
Уже не будем говорить о том, что аппаратура, на которой
DVD-audio хотя бы отличается от CD, есть пока (и, скорее всего,
ситуация не изменится в ближайшие годы) у очень немногих.
Комментариев нет:
Отправить комментарий