Во времена ожесточенной войны между форматами оптических дисков (нет, не ТОЙ войны форматов, а другой – между SACD и DVD-Audio), одним из звукозаписывающих лейблов, принявших сторону DVD-A, была компания AIX. Основанная в 2001 аудиоинженером доктором Марком Уолдрепом (Mark Waldrep),
AIX взяла на себя миссию по насыщению рынка многоканальными
аудиозаписями высокого разрешения и невероятной чистоты, а также
присовокуплению к ним высококачественных видео, которые мог предложить
формат DVD.
Даже
самые непоколебимые приверженцы DSD и SACD признавали и превозносили
DVD-Audio от AIX за качество их звучания. Диски содержали на одной
стороне DVD-Audio со студийными миксами 96/24 5.1 и 2.0, а на другой –
запись живого выступления и "сценический" микс 5.1, что было серьезным
аргументом от AIX в пользу возможностей формата 96КГц/24-бит.
Сегодня AIX по-прежнему раздвигает границы представлений о высококачественной музыке. В противовес низкокачественным загрузочным сервисам, таким как iTunes, AIX даже запустил собственную службу скачивания музыки - iTrax.com. На этом сайте доступны HD-аудио в безупречном стереоформате 96КГц/24-бит, а также "сценические" миксы 5.1 с оригинальных записей высокого разрешения с максимальным доступным битрейтом – 1,5 Мб/сек. Здесь же предлагаются для загрузки музыкальные видео - стандартные и высокого разрешения.
Но основатель AIX Марк Уолдреп этим не удовлетворяется. Поэтому вскоре лейбл выходит на рынок оптических HD-дисков со своим первым релизом на Blu-ray. Мне предоставилась возможность прослушать один из готовящихся к выпуску релизов AIX - AIX Sampler IV с 21 композицией, просто чтобы попробовать на вкус, что готовит AIX на Blu-ray, - и могу сказать, что любители музыки и аудиофилы будут довольны.
От "Mercy of the Wheels" Джона Горка (John Gorka) до очень интимной классической камерной музыки "Chamber Music Palisades", исполняющих "Интерлюдию - сонату для флейты, виолы и арфы" Дебюсси. Как "сценический" микс в формате 96КГц/24-бит Dolby TrueHD 7.1, так и микс 96КГц/24-бит 2.0 звучат великолепно; к ним прилагается видео 1080i/60. Компания надеется, что они выпустят не только "сценический" микс 7.1 TrueHD, но и 96/24 7.1 TrueHD – для тех, кто любит чуть менее дискретный объемный звук.
Марк Уолдреп, основатель AIX, был настолько любезен, что нашел время поговорить с Big Picture Big Sound как о грядущем выпуске Blu-ray, так и о других вещах.
Big Picture Big Sound: Марк, расскажите немного о готовящемся Blu-ray от AIX.
Марк Уолдреп:
Мы приготовили новый сборник в формате Blu-ray, который станет частью
следующих выпусков от AIX Records и будет распространяться через Dolby
Laboratories. Естественно, на нем будут HD-видео и несколько
аудиопотоков, записанных с использованием Dolby TrueHD. В производстве
также находится второй сборник, который увязан с одним крупным
производителем CE BD, выпуск намечен на февраль.
Несколько проектов, выпущенных на стандартных DVD за последние несколько лет, будут переизданы в формате BD. AIX Records уже четыре года записывает новые проекты в форматах HD Video и HD Audio. Они идеально нам подходят – наконец-то великолепные видео и HD музыка в объемном звучании без всяких компромиссов.
Первыми выйдут Джон Горка – "A Gypsy Life", Chamber Music Palisades - Шостакович, Дебюсси и Брокман и Эрнест Ранглин – "Order of Distinction".
BPBS: С каким разрешением вы будете записывать или выпускать эти Blu-ray? Будет ли это 96/24, 192/24 или что-то другое?
М.У.: Все записи сделаны с разрешением 96/24. Они выйдут в стерео-PCM и Dolby TrueHD.
BPBS: Почему вы предпочли TrueHD, а не DTS-HD Master Audio?
М.У.: Тут нет преимуществ. Dolby TrueHD – это следующее поколение кодеков, первоначально известных как MLP (Meridian Lossless Packing). Парни из Meridian Audio в Великобритании разработали этот формат для использования с DVD-Audio. Он совершенно не допускает потерь и даже лучше, чем РСМ, потому что биты проверяются на соответствие источнику. С Blu-ray количество треков увеличилось до 8, а частота до 192 КГц. Это великолепная технология, и она работает. DTS-HD Master Audio тоже отлично работает – если только вы отодвигаете всю музыку на задний план, выбор зависит от инструментов и совместимости. Для меня Dolby TrueHD – лучший выбор.
BPBS: Многие аудиофилы озабочены функцией DialNorm в TrueHD. Будете ли вы использовать ее в дисках от AIX?
М.У.: Нам она не нужна, нет необходимости. Я отключаю всю предварительную обработку и просто записываю файлы.
BPBS: Уверен, что аудиофилы всего мира порадуются этой новости. Собираетесь ли вы в будущем записывать с более высокими характеристиками, чем 96/24?
М.У.: Вообще-то нет. По моему мнению, нет никакой выгоды от записи с большей частотой, чем 96 КГц. Мы изучили некоторые записи с так называемым "высоким разрешением" с помощью программы спектрального анализа – ни на одном из них нет информации в диапазоне выше 22КГц. Некоторые записи, сделанные с применением технологий DSD или DXD, имеют лишь высокочастотную "мешанину" в ультразвуковом диапазоне. Это результат обработки шумов, которая необходима при использовании данной технологии. Чистая запись 96/24 из нашего каталога имеет диапазон 35-40 КГц. Этого более чем достаточно для получения точной цифровой записи.
BPBS: Кстати, помнится, вы упоминали, что предпочитаете PCM, а не DSD; таким образом появление Blu-ray в качестве кандидата на звание следующего формата высокого разрешения служит своего рода подтверждением.
М.У.: Что касается, меня, то я никогда не считал это соревнованием между форматами. Моя студия работает на РСМ-оборудовании высокого разрешения, кроме того, я уверен, что видео, многочисленные миксы, интервью и т.п. должны являться частью диска. С SACD это было невозможно, а вот с DVD-Audio – вполне. Звук и там и там был прекрасным, оба считались HD-музыкой, если только запись производилась непосредственно на эти форматы, а не была конвертирована с чего-то, обладающего меньшим качеством, например, с аналоговых лент, винила или цифры стандартного разрешения. РСМ с высокой частотой, с большей длиной слова И в объемном звуке звучит практически идеально.
BPBS: Последним замечанием вы могли расстроить пылких защитников аналоговой записи. Вы готовы к последствиям?
М.У.: Я использовал аналоговое звукозаписывающее оборудование десятилетиями. У меня здесь в офисе до сих пор стоит моя Nagra IV-S. Но характеристики говорят сами за себя. Максимум, чего могло достигнуть аналоговое оборудование в записях первого поколения (без редакции шума), - 72-75 дБ (сигнал к уровню шума). Сравните с 24-битным цифровым HD PCM, и мы получим около 110-120 дБ. Я делаю все записи без какой-либо динамической компрессии. Мне не нравится слушать шумы и шипения, которые бывают на аналоговых записях. На аналоговую пленку пишут из-за качество звука, производимого ею, а не из-за ее способности точно записывать музыку. Это как пленка и HD-видео. Они смотрятся по-разному. Продюсеры и инженеры могут выбирать, что нравится им или их клиентам.
Но меня не устраивают шипения, хрипения, перепады скорости, искажения и ограничения частот аналоговых записей. Треки, записанные на AIX, более точно передают музыку, чем аналоговые носители. Да, я знаю, что некоторые считают аналоговые пленки и/или винил Святым Граалем аудио, но я так не считаю.
BPBS: Склонен согласиться. У аналога звук имеет мало общего с настоящим звучанием, в то время как цифра более прозрачна, особенно если мы говорим о высоком разрешении, начинающемся с 96/24.
М.У.: Верно. CD не цепляют меня, частично из-за компромиссов качества звука и того факта, что они ограничиваются стерео. У аудиоинженеров есть масса инструментов и они используют их, как им угодно. Основывая лейбл, я сознательно отказался от каких-либо компромиссов при записи сигнала. Мы используем лучшие микрофоны, лучшие предусилители, лучшие конверторы и т.д. И мы совсем не изменяем сигнал. Никаких эквалайзеров, никакой искусственно реверберации – сессии проходят в большой аудитории для камерной музыки в Лос-Анджелесе. Я лишь настраиваю уровни баланса между отдельными микрофонами и размещаю их в объемном или стерео-поле.
Недавно ко мне в студию заходил производитель хай-енд кабелей очень высокого класса, он прослушал некоторые из лучших наших треков. Его комментарий о чем-то говорит. Он сказал, что звук был "слишком чистым и прозрачным". Явно этот парень из тех, что любят "теплоту" винила. Я не против. У каждого свои предпочтения. Но когда какой-нибудь продавец заявляет, что РСМ-цифра звучит "напряженно" в сравнении с винилом или аналогом, я горячо возражаю.
BPBS: Мне кажется, люди забывают, что винил – компромиссное средство, созданное для потребителей. Даже аналоговая мастер-лента способны выдавать звук гораздо более высокого разрешения, чем винил. Вам не кажется, что от цифры людей отталкивает эта комбинация из привычного звучания аналога и ужасающего мастеринга сегодняшних CD?
М.У.: Вы попали в самую точку. Потребности музыкальной индустрии вытолкнули динамику из записываемой музыки. Чем громче трек, тем лучше, потому что так он "пробьется" на радио. Я знаю, что мои записи не будут звучать на FM-радио низкого качества или на так называемом HD-радио, которое является чем угодно, только не радио высокого разрешения! Люди вынуждены слушать определенный звук. Коммерческий звук большинства релизов противоречит тому, что действительно звучит при живом исполнении. Я сам был инженером мастеринга более десяти лет. Поиск всегда велся в одном направлении – сделать треки громче.
У меня был проект с Bad Company, который пришлось переделывать трижды, потому что клиент хотел получить треки, сокрушенные динамически. Лучше всего звучал оригинал, и Пол Роджерс (Paul Rogers) был согласен с этим. Но нам пришлось снова и снова менять звучание из-за коммерческой конъюнктуры. Сейчас, имея сервис загрузки HD-цифры – наш собственный сайт iTrax.com, я могу не подстраиваться под коммерческие каналы распространения. Blu-ray и DVD-Audio – великолепные физические форматы для донесения объемного звука высокого разрешения до тех, кто любит звук, и до тех, кому еще предстоит услышать как звучит настоящий HD-трек.
BPBS: Действительно. Возвращаясь немного назад, вы упомянули о дополнениях к DVD-Audio от AIX. Безусловно, Blu-ray способен не только на это. Есть ли у AIX планы использовать в дополнение к HD-аудио и HD-видео еще и бонусные видео и BD-Live?
М.У.: Наши Blu-ray альбомы будут весьма прямолинейны. Мы находим достаточно сложным создать альбом, на котором будет использовано TrueHD-аудио в нескольких потоках. Мне нравится идея бонусных видео и, может быть, мы вставим их в следующие релизы, но мне совершенно неинтересно и непонятно восхищение BD-Live. На слушатель/зритель должен сидеть, откинувшись назад, с бокалом вина в руке. А не с клавиатурой! Музыка в объемном HD-звучании может увести человека за пределы времени и пространства, а BD-Live заставляет его быть "здесь и сейчас".
BPBS: Что ж, есть еще возможность предложить загружать через интернет бонусные треки или, возможно, треки, которых нет на самом диске, но я согласен, что до сих пор ни одна студия не нашла достойного применения BD-Live.
М.У.: Мы можем рассмотреть эту проблему еще раз, если у нас осуществятся нынешние планы, пока же достаточно трудностей и просто с выпуском нашего первого диска.
BPBS: С какими проблемами вы столкнулись, если не секрет?
М.У.: Диск полностью готов, но по какой-то причине он не проходит подтверждение в Sony. Что-то с перегрузкой буфера, но мы установили, что полоса частот в пределах нормы. Есть предположение, что аппаратура Sony показывает ошибку, которой нет. Но поскольку AIX Records – это мелкая рыба в большом пруду, мы не имеем большого веса в сравнении с Sony.
Может быть, вы знаете такой диск, который использует Dolby TrueHD 96/24 7.1 audio и PCM 96/24 2.0 аудио вместе с HD-видео, но мне кажется, что впервые аппаратура Sony забуксовала.
BPBS: Честно говоря, я такого диска не знаю. Я знаю, что диск Lindberg Lyd использует 192/24 TrueHD, DTS-HD MA и PCM 5.1 и 2.0, но на нем нет HD-видео.
М.У.: Правильно, поэтому у них и нет проблем с буфером. Потоки не идут одновременно.
BPBS: Что ж, Марк, спасибо, что уделили нам свое время. Желаю вам всего наилучшего в ваших делах. Не терпится взять в руки Blu-ray от AIX.
Сегодня AIX по-прежнему раздвигает границы представлений о высококачественной музыке. В противовес низкокачественным загрузочным сервисам, таким как iTunes, AIX даже запустил собственную службу скачивания музыки - iTrax.com. На этом сайте доступны HD-аудио в безупречном стереоформате 96КГц/24-бит, а также "сценические" миксы 5.1 с оригинальных записей высокого разрешения с максимальным доступным битрейтом – 1,5 Мб/сек. Здесь же предлагаются для загрузки музыкальные видео - стандартные и высокого разрешения.
Но основатель AIX Марк Уолдреп этим не удовлетворяется. Поэтому вскоре лейбл выходит на рынок оптических HD-дисков со своим первым релизом на Blu-ray. Мне предоставилась возможность прослушать один из готовящихся к выпуску релизов AIX - AIX Sampler IV с 21 композицией, просто чтобы попробовать на вкус, что готовит AIX на Blu-ray, - и могу сказать, что любители музыки и аудиофилы будут довольны.
От "Mercy of the Wheels" Джона Горка (John Gorka) до очень интимной классической камерной музыки "Chamber Music Palisades", исполняющих "Интерлюдию - сонату для флейты, виолы и арфы" Дебюсси. Как "сценический" микс в формате 96КГц/24-бит Dolby TrueHD 7.1, так и микс 96КГц/24-бит 2.0 звучат великолепно; к ним прилагается видео 1080i/60. Компания надеется, что они выпустят не только "сценический" микс 7.1 TrueHD, но и 96/24 7.1 TrueHD – для тех, кто любит чуть менее дискретный объемный звук.
Марк Уолдреп, основатель AIX, был настолько любезен, что нашел время поговорить с Big Picture Big Sound как о грядущем выпуске Blu-ray, так и о других вещах.
Big Picture Big Sound: Марк, расскажите немного о готовящемся Blu-ray от AIX.
Несколько проектов, выпущенных на стандартных DVD за последние несколько лет, будут переизданы в формате BD. AIX Records уже четыре года записывает новые проекты в форматах HD Video и HD Audio. Они идеально нам подходят – наконец-то великолепные видео и HD музыка в объемном звучании без всяких компромиссов.
Первыми выйдут Джон Горка – "A Gypsy Life", Chamber Music Palisades - Шостакович, Дебюсси и Брокман и Эрнест Ранглин – "Order of Distinction".
BPBS: С каким разрешением вы будете записывать или выпускать эти Blu-ray? Будет ли это 96/24, 192/24 или что-то другое?
М.У.: Все записи сделаны с разрешением 96/24. Они выйдут в стерео-PCM и Dolby TrueHD.
BPBS: Почему вы предпочли TrueHD, а не DTS-HD Master Audio?
М.У.: Тут нет преимуществ. Dolby TrueHD – это следующее поколение кодеков, первоначально известных как MLP (Meridian Lossless Packing). Парни из Meridian Audio в Великобритании разработали этот формат для использования с DVD-Audio. Он совершенно не допускает потерь и даже лучше, чем РСМ, потому что биты проверяются на соответствие источнику. С Blu-ray количество треков увеличилось до 8, а частота до 192 КГц. Это великолепная технология, и она работает. DTS-HD Master Audio тоже отлично работает – если только вы отодвигаете всю музыку на задний план, выбор зависит от инструментов и совместимости. Для меня Dolby TrueHD – лучший выбор.
BPBS: Многие аудиофилы озабочены функцией DialNorm в TrueHD. Будете ли вы использовать ее в дисках от AIX?
М.У.: Нам она не нужна, нет необходимости. Я отключаю всю предварительную обработку и просто записываю файлы.
BPBS: Уверен, что аудиофилы всего мира порадуются этой новости. Собираетесь ли вы в будущем записывать с более высокими характеристиками, чем 96/24?
М.У.: Вообще-то нет. По моему мнению, нет никакой выгоды от записи с большей частотой, чем 96 КГц. Мы изучили некоторые записи с так называемым "высоким разрешением" с помощью программы спектрального анализа – ни на одном из них нет информации в диапазоне выше 22КГц. Некоторые записи, сделанные с применением технологий DSD или DXD, имеют лишь высокочастотную "мешанину" в ультразвуковом диапазоне. Это результат обработки шумов, которая необходима при использовании данной технологии. Чистая запись 96/24 из нашего каталога имеет диапазон 35-40 КГц. Этого более чем достаточно для получения точной цифровой записи.
BPBS: Кстати, помнится, вы упоминали, что предпочитаете PCM, а не DSD; таким образом появление Blu-ray в качестве кандидата на звание следующего формата высокого разрешения служит своего рода подтверждением.
М.У.: Что касается, меня, то я никогда не считал это соревнованием между форматами. Моя студия работает на РСМ-оборудовании высокого разрешения, кроме того, я уверен, что видео, многочисленные миксы, интервью и т.п. должны являться частью диска. С SACD это было невозможно, а вот с DVD-Audio – вполне. Звук и там и там был прекрасным, оба считались HD-музыкой, если только запись производилась непосредственно на эти форматы, а не была конвертирована с чего-то, обладающего меньшим качеством, например, с аналоговых лент, винила или цифры стандартного разрешения. РСМ с высокой частотой, с большей длиной слова И в объемном звуке звучит практически идеально.
BPBS: Последним замечанием вы могли расстроить пылких защитников аналоговой записи. Вы готовы к последствиям?
М.У.: Я использовал аналоговое звукозаписывающее оборудование десятилетиями. У меня здесь в офисе до сих пор стоит моя Nagra IV-S. Но характеристики говорят сами за себя. Максимум, чего могло достигнуть аналоговое оборудование в записях первого поколения (без редакции шума), - 72-75 дБ (сигнал к уровню шума). Сравните с 24-битным цифровым HD PCM, и мы получим около 110-120 дБ. Я делаю все записи без какой-либо динамической компрессии. Мне не нравится слушать шумы и шипения, которые бывают на аналоговых записях. На аналоговую пленку пишут из-за качество звука, производимого ею, а не из-за ее способности точно записывать музыку. Это как пленка и HD-видео. Они смотрятся по-разному. Продюсеры и инженеры могут выбирать, что нравится им или их клиентам.
Но меня не устраивают шипения, хрипения, перепады скорости, искажения и ограничения частот аналоговых записей. Треки, записанные на AIX, более точно передают музыку, чем аналоговые носители. Да, я знаю, что некоторые считают аналоговые пленки и/или винил Святым Граалем аудио, но я так не считаю.
BPBS: Склонен согласиться. У аналога звук имеет мало общего с настоящим звучанием, в то время как цифра более прозрачна, особенно если мы говорим о высоком разрешении, начинающемся с 96/24.
М.У.: Верно. CD не цепляют меня, частично из-за компромиссов качества звука и того факта, что они ограничиваются стерео. У аудиоинженеров есть масса инструментов и они используют их, как им угодно. Основывая лейбл, я сознательно отказался от каких-либо компромиссов при записи сигнала. Мы используем лучшие микрофоны, лучшие предусилители, лучшие конверторы и т.д. И мы совсем не изменяем сигнал. Никаких эквалайзеров, никакой искусственно реверберации – сессии проходят в большой аудитории для камерной музыки в Лос-Анджелесе. Я лишь настраиваю уровни баланса между отдельными микрофонами и размещаю их в объемном или стерео-поле.
Недавно ко мне в студию заходил производитель хай-енд кабелей очень высокого класса, он прослушал некоторые из лучших наших треков. Его комментарий о чем-то говорит. Он сказал, что звук был "слишком чистым и прозрачным". Явно этот парень из тех, что любят "теплоту" винила. Я не против. У каждого свои предпочтения. Но когда какой-нибудь продавец заявляет, что РСМ-цифра звучит "напряженно" в сравнении с винилом или аналогом, я горячо возражаю.
BPBS: Мне кажется, люди забывают, что винил – компромиссное средство, созданное для потребителей. Даже аналоговая мастер-лента способны выдавать звук гораздо более высокого разрешения, чем винил. Вам не кажется, что от цифры людей отталкивает эта комбинация из привычного звучания аналога и ужасающего мастеринга сегодняшних CD?
М.У.: Вы попали в самую точку. Потребности музыкальной индустрии вытолкнули динамику из записываемой музыки. Чем громче трек, тем лучше, потому что так он "пробьется" на радио. Я знаю, что мои записи не будут звучать на FM-радио низкого качества или на так называемом HD-радио, которое является чем угодно, только не радио высокого разрешения! Люди вынуждены слушать определенный звук. Коммерческий звук большинства релизов противоречит тому, что действительно звучит при живом исполнении. Я сам был инженером мастеринга более десяти лет. Поиск всегда велся в одном направлении – сделать треки громче.
У меня был проект с Bad Company, который пришлось переделывать трижды, потому что клиент хотел получить треки, сокрушенные динамически. Лучше всего звучал оригинал, и Пол Роджерс (Paul Rogers) был согласен с этим. Но нам пришлось снова и снова менять звучание из-за коммерческой конъюнктуры. Сейчас, имея сервис загрузки HD-цифры – наш собственный сайт iTrax.com, я могу не подстраиваться под коммерческие каналы распространения. Blu-ray и DVD-Audio – великолепные физические форматы для донесения объемного звука высокого разрешения до тех, кто любит звук, и до тех, кому еще предстоит услышать как звучит настоящий HD-трек.
BPBS: Действительно. Возвращаясь немного назад, вы упомянули о дополнениях к DVD-Audio от AIX. Безусловно, Blu-ray способен не только на это. Есть ли у AIX планы использовать в дополнение к HD-аудио и HD-видео еще и бонусные видео и BD-Live?
М.У.: Наши Blu-ray альбомы будут весьма прямолинейны. Мы находим достаточно сложным создать альбом, на котором будет использовано TrueHD-аудио в нескольких потоках. Мне нравится идея бонусных видео и, может быть, мы вставим их в следующие релизы, но мне совершенно неинтересно и непонятно восхищение BD-Live. На слушатель/зритель должен сидеть, откинувшись назад, с бокалом вина в руке. А не с клавиатурой! Музыка в объемном HD-звучании может увести человека за пределы времени и пространства, а BD-Live заставляет его быть "здесь и сейчас".
BPBS: Что ж, есть еще возможность предложить загружать через интернет бонусные треки или, возможно, треки, которых нет на самом диске, но я согласен, что до сих пор ни одна студия не нашла достойного применения BD-Live.
М.У.: Мы можем рассмотреть эту проблему еще раз, если у нас осуществятся нынешние планы, пока же достаточно трудностей и просто с выпуском нашего первого диска.
BPBS: С какими проблемами вы столкнулись, если не секрет?
М.У.: Диск полностью готов, но по какой-то причине он не проходит подтверждение в Sony. Что-то с перегрузкой буфера, но мы установили, что полоса частот в пределах нормы. Есть предположение, что аппаратура Sony показывает ошибку, которой нет. Но поскольку AIX Records – это мелкая рыба в большом пруду, мы не имеем большого веса в сравнении с Sony.
Может быть, вы знаете такой диск, который использует Dolby TrueHD 96/24 7.1 audio и PCM 96/24 2.0 аудио вместе с HD-видео, но мне кажется, что впервые аппаратура Sony забуксовала.
BPBS: Честно говоря, я такого диска не знаю. Я знаю, что диск Lindberg Lyd использует 192/24 TrueHD, DTS-HD MA и PCM 5.1 и 2.0, но на нем нет HD-видео.
М.У.: Правильно, поэтому у них и нет проблем с буфером. Потоки не идут одновременно.
BPBS: Что ж, Марк, спасибо, что уделили нам свое время. Желаю вам всего наилучшего в ваших делах. Не терпится взять в руки Blu-ray от AIX.
Комментариев нет:
Отправить комментарий