С начала массового распространения цифровых систем записи звука, в первую очередь
компакт-дисков, не утихают споры меломанов относительно причин, приводящих к
различному звучанию звуковых (CD-DA) дисков в разных системах, а также оригиналов
и копий дисков в одной и той же системе. При этом звучат полярные мнения, например
«цифра - она и в Африке цифра, она везде одинакова», и совершенно абсурдные
тезисы, основанные на уподоблении диска CD-DA традиционной винилитовой пластинке
или диску с данными CD-ROM. Однако тема эта чрезвычайно обширна, поэтому я коснусь
лишь основных моментов, оставив подробности для специализированных «звуковых»
изданий.
Прежде всего необходимо отметить, что звуковой компакт-диск представляет собой как минимум двухуровневую систему хранения информации. На нижнем уровне записана последовательность питов (отражающих/рассеивающих участков дорожки), после расшифровки которой остается информация верхнего уровня - собственно звуковые данные и разметка звуковой программы. Объем информации нижнего уровня втрое превышает объем исходных звуковых данных, за счет чего образуется избыточность (запас информации), на основе которой происходит правильная расшифровка данных верхнего уровня даже при существенном повреждении поверхности диска или сбоях при чтении.
Принцип избыточности можно удачно проиллюстрировать на следующем примере. Если, например, в тексте, на русском языке исказить написание букв, сделать шрифт более бледным и даже удалить часть букв в словах, это вряд ли повлияет на правильность прочтения текста. Ошибки в прочтении начнутся лишь после того, как будет удалена существенная часть информации - части слов и целые слова; но даже в этом случае смысл текста будет прочитан и понят, хотя и не абсолютно точно.
Каждый проигрыватель - и привод CD-ROM, и стационарный или переносной бытовой - имеет индивидуальную схему, в которой влияние разных узлов схемы различно по интенсивности и структуре. Например, работа хорошо продуманной и качественно выполненной схемы привода CD-ROM может быть сведена на нет плохим питанием от китайского источника в компьютере, плохой экранировкой соединительного кабеля и т.п.; применение в стационарном проигрывателе дорогих микросхем ЦАП и линейных усилителей может сочетаться с недостаточно хорошим исправлением ошибок чтения диска.
Вообще, проигрывание звукового диска в проигрывателе можно сравнить с приготовлением пирога по рецепту. В рецепте, как и на диске, абсолютно точно и однозначно указано, сколько каких ингредиентов брать и что с ними делать. Однако разные кулинары, как и разные проигрыватели, могут иметь различные предпочтения: кто-то любит положить побольше сахара исходя из того, что пирог должен быть послаще, а кто-то - соды, чтобы пирог был пышнее. Кулинары редко скрупулезно следуют рецепту, и точно так же каждый проигрыватель может иметь свою особенность, которая по замыслу его создателей должна улучшать звучание диска. Но, как не все мы любим чрезмерно сладкие или пышные пироги, так и те оттенки звучания диска, которые нравятся создателям аппарата, могут не понравиться кому-то из слушателей.
Прежде всего необходимо отметить, что звуковой компакт-диск представляет собой как минимум двухуровневую систему хранения информации. На нижнем уровне записана последовательность питов (отражающих/рассеивающих участков дорожки), после расшифровки которой остается информация верхнего уровня - собственно звуковые данные и разметка звуковой программы. Объем информации нижнего уровня втрое превышает объем исходных звуковых данных, за счет чего образуется избыточность (запас информации), на основе которой происходит правильная расшифровка данных верхнего уровня даже при существенном повреждении поверхности диска или сбоях при чтении.
Принцип избыточности можно удачно проиллюстрировать на следующем примере. Если, например, в тексте, на русском языке исказить написание букв, сделать шрифт более бледным и даже удалить часть букв в словах, это вряд ли повлияет на правильность прочтения текста. Ошибки в прочтении начнутся лишь после того, как будет удалена существенная часть информации - части слов и целые слова; но даже в этом случае смысл текста будет прочитан и понят, хотя и не абсолютно точно.
Различия в звучании одного диска в разных проигрывателях
Система воспроизведения любого проигрывателя содержит систему коррекции возможных ошибок, а также плавного сопряжения участков звучания при выпадении одного или нескольких звуковых отсчетов. Однако логика и качество работы этих систем могут различаться, и те ошибки, которые один аппарат обработает гладко, на другом могут дать заметные призвуки в сигнале, а при ином характере ошибок ситуация может быть противоположной.Каждый проигрыватель - и привод CD-ROM, и стационарный или переносной бытовой - имеет индивидуальную схему, в которой влияние разных узлов схемы различно по интенсивности и структуре. Например, работа хорошо продуманной и качественно выполненной схемы привода CD-ROM может быть сведена на нет плохим питанием от китайского источника в компьютере, плохой экранировкой соединительного кабеля и т.п.; применение в стационарном проигрывателе дорогих микросхем ЦАП и линейных усилителей может сочетаться с недостаточно хорошим исправлением ошибок чтения диска.
Вообще, проигрывание звукового диска в проигрывателе можно сравнить с приготовлением пирога по рецепту. В рецепте, как и на диске, абсолютно точно и однозначно указано, сколько каких ингредиентов брать и что с ними делать. Однако разные кулинары, как и разные проигрыватели, могут иметь различные предпочтения: кто-то любит положить побольше сахара исходя из того, что пирог должен быть послаще, а кто-то - соды, чтобы пирог был пышнее. Кулинары редко скрупулезно следуют рецепту, и точно так же каждый проигрыватель может иметь свою особенность, которая по замыслу его создателей должна улучшать звучание диска. Но, как не все мы любим чрезмерно сладкие или пышные пироги, так и те оттенки звучания диска, которые нравятся создателям аппарата, могут не понравиться кому-то из слушателей.
Комментариев нет:
Отправить комментарий