В современной цифровой аудиоиндустрии сложилась ситуация, которая
устраивает большинство потребителей и производителей цифрового
аудиоконтента в MP3-формате. Если быть более точным, то МР3 следует
называть цифровой обработкой или сжатием исходного сигнала с
существенными потерями. Незначительная часть слушателей ценит домашнее
прослушивание бескомпромиссного и качественного звука. Они вынуждены
пользоваться так называемой винтажной (vintage – антикварный и
легендарный) аппаратурой и такими же аналоговыми записями, будь то
виниловые пластинки либо магнитные ленты. Они достаточно дороги и
доступны очень ограниченному кругу фанатов.
Самый распространённый цифровой формат, которому исполнилось более четверти века – это CD (полное название формата – CD-DA: Compact Disc Digital Audio), и он никак не может претендовать на роль идеального и современного носителя. С этим тезисом согласны как специалисты, так и заинтересованные слушатели, которые имеют возможность сравнить воспроизведение любого качественного CD c, например, аналоговой студийной мастер-лентой. Интересно заметить, что хотя с лентой крайне неудобно работать, она по-прежнему очень ценится знатоками и используется для записи даже на тех студиях, где установлено немало новейшей цифровой техники.
Если сегодня оглядываться назад и оценивать причины возникновения форматов высокого разрешения (так называемых, Hi-Res, а точнее - супераудио-СD и DVD-Audio), то причиной стало именно общее неудобство аналога и потребность рынка в новом качественном формате записи и воспроизведения. Однако маркетинг этих новых форматов был с самого начала построен неправильно. Фактор объективной потребности пользователя в новом качестве звука отошел на второй план, а на первый выдвинулся чистой воды бизнес, интересы лицензионных отчислений с новых форматов и прочие странные факторы. Вот почему обоим Hi-Res-форматам не удалось потеснить менее качественный носитель CD. Хуже всего, что эта логика привела к выпуску столь же неконкретной аппаратуры новой эпохи, прежде всего – проигрывателей новых форматов. Они попросту не имели реальных слышимых преимуществ по сравнению с CD-проигрывателями. Проигрыватели, заполнившие рынок, и сегодня мало отрабатывают достоинства Hi-Res-форматов, а все больше смакуют и поощряют их недостатки. Самый главный недостаток Hi-Res: SA-CD имеют однобитовое преобразование, а более совершенный DVD-Audio повсеместно использует сигма-дельта/дельта-сигма ЦАП/АЦП. Такое преобразование, обязательное для 24-х разрядных схем, на деле ликвидирует преимущества формата.
Вот что утверждает в этой связи инженер-разработчик Д. Андронников в статье «Без передискретизации и цифровой фильтрации». И те, и другие (форматы) страдают общим недостатком - немонотонностью характеристики. Декларируемые параметры многих подобных ЦАП (24 разряда/96 кГц/192 кГц) есть ни что иное, как рекламный трюк. Да, это разрешение будет действительно иметь место, но при работе на стационарном детерминированном сигнале - синусоиде. Случайный же (звуковой) сигнал при восстановлении из цифровой последовательности дельта-сигма демодулятором меняет статистические характеристики и обогащается модуляционным шумом. Шум коррелирован с самим сигналом и поэтому, в отличие от аддитивного шума пассивных компонентов, существенно ухудшает качество звука. Кроме того, ныне модно на кристалле ЦАП помещать еще и цифровой фильтр, и первичные аналоговые каскады. Увы, все это ведет только к удешевлению системы и к увеличению уровня цифровых помех в аналоговых цепях.
Далее. Есть ещё один фактор, тормозящий категорию Hi-Res-аппаратуры в реализации потенциально высокого качества новых аудиоформатов. Этот же фактор тормозит самого слушателя, который не спешит обзаводиться такой техникой и контентом. Hi-Res до сих пор сильно привязан к домашнему кинотеатру и вообще к видео. Понятно, что там, где звук «оспаривает» приоритеты у изображения, он качественный «в разумных пределах». Суперкачество аудиодорожки не является «жизненно необходимым» для зрителя-слушателя. Аудиофилы и меломаны не готовы принять такую логику. Это общее наблюдение выразил Д. Андроников, видящий (как и многие) в DVD-Audio некий мертвый формат, начиная с формирования фонограмм и заканчивая конечными устройствами воспроизведения. Все это некие приложения к видеосистемам, а не самостоятельные устройства. Их звук тоже «заточен» под работу вместе с изображением – он достаточно гротескный и агрессивный. Такая же привязка к видео, хотя и в меньшей мере, характерна для SA-CD. Неслучайно отдельные модели Hi-Res-проигрывателей с изъятой из них функцией видео представлены лишь на «избранных» рынках, куда Россия и другие страны-потребители не входят.
Тем не менее, Hi-Res-форматы постепенно все больше входят в практику использования. К ним прибегают любители особо качественного звука. Аппаратура остается непомерно дорогой, а вся сфера Hi-Res – очень ограниченной по выбору материала. Но тенденция движения «сквозь тернии к звездам» свидетельствует о том, что в «чистом» аудио нет иного пути, кроме качественного.
Тезис «студийности звука» бытует в цифровом домашнем аудио с 80-х годов, и им столько спекулировали, что потребитель наработал определенный скепсис, цинизм при анонсировании чего-либо «нового революционного». Однако, единственные не врущие и сохраняющие трезвую голову в чехарде обновлений рыночных форматов – это профессиональные звукорежиссёры. Они ежедневно и серьезно работают со звуком. Некоторые, например, сравнивают звучание студийной фонограммы в формате PCM 24 бит/96к Гц с её коммерческим «литьем», готовым носителем. Все чаще они заявляют, что DVD-Audio и SA-CD по крайней мере «позволяют говорить» об отсутствии серьёзных потерь, а CD этого не позволяет.
Стоит приветствовать появление студий, ориентированных на выпуск именно высококачественных SA-CD записей. Одна из них, российская Caro Mitis, выпускает классическую музыку.
При соблюдении ряда условий Hi-Res-записи в массе своей приблизятся к студийному качеству, реально превзойдут CD и займут место этого половинчатого аудиоформата на всем рынке – с нижнего бюджетного сегмента до верхнего хай-эндного. Вот некоторые основные наметки, контуры идеального цифрового формата, удовлетворяющего требованиям бескомпромиссного качества записи и воспроизведения, современной элементной базы и высокой ёмкости носителей:
- Частотный диапазон до 50 кГц при записи/воспроизведении;
- Отсутствие однобитных и сигма-дельта/дельта-сигма преобразований;
- Максимальный динамический диапазон до 120 дБ;
- Емкость носителя для записи 2-х канальной (стерео) программы длительностью в 60 минут - 10 Гб;
Рекламные проспекты на Hi-Res постоянно муссируют иное требование: разрядность 24 бита. На самом деле и с принципиальной точки зрения, 24 бита в нынешних условиях невозможны и не реализуемы. Мультибитных цифро-аналоговых преобразователей (ЦАП) в коммерческой (потребительской) сфере не существует. Более уместно говорить о выборе PCM-формата со следующими реквизитами для тракта записи-воспроизведения:
Запись: микрофон(ы) c АЧХ до 50 кГц, в предусилителе - аналоговый фильтр с частотой среза 48 кГц, аналогово-цифровой преобразователь (AЦП) последовательного приближения (SAR) с частотой дискретизации 384 кГц (Fs) и разрядностью дискретизации 20 бит.
Передача на компьютер по FireWare со скоростью 15 мегабит в секунду (стерео).
Носитель: ёмкость диска на 60 минут (стерео) - 6,6 Гб.
Воспроизведение: цифро-аналоговый преобразователь (AЦП) - мультибитный (R-2R) формата 384 кГц/20 бит, аналоговый фильтр (48 кГц), усилитель и акустические системы с АЧХ до 40 кГц.
Создание подобного тракта, на мой взгляд, полностью решит проблему качества цифровой записи и воспроизведения, позволит создавать бескомпромиссные цифровые архивы и, наконец, совсем отказаться от аналоговой магнитной ленты на студиях. Важно, что элементная база для создания подобного цифрового тракта уже есть. Есть и носители соответствующего объёма. Тем, кто располагает этими элементами, остается только захотеть создавать и воспроизводить высококачественные записи.
Я бы хотел завершить эти заметки еще одной мыслью уважаемого Д. Андронникова (с любезного разрешения автора), что, впрочем, не является не является признанием правильности моих собственных концепций и предположений. По его словам, о предлагаемом цифровом формате ИКМ (РСМ) 384 кГц/20 бит можно только мечтать. Посмотрим, можно ли его послушать.
По материалам статьи Василия Николаенко
Самый распространённый цифровой формат, которому исполнилось более четверти века – это CD (полное название формата – CD-DA: Compact Disc Digital Audio), и он никак не может претендовать на роль идеального и современного носителя. С этим тезисом согласны как специалисты, так и заинтересованные слушатели, которые имеют возможность сравнить воспроизведение любого качественного CD c, например, аналоговой студийной мастер-лентой. Интересно заметить, что хотя с лентой крайне неудобно работать, она по-прежнему очень ценится знатоками и используется для записи даже на тех студиях, где установлено немало новейшей цифровой техники.
Если сегодня оглядываться назад и оценивать причины возникновения форматов высокого разрешения (так называемых, Hi-Res, а точнее - супераудио-СD и DVD-Audio), то причиной стало именно общее неудобство аналога и потребность рынка в новом качественном формате записи и воспроизведения. Однако маркетинг этих новых форматов был с самого начала построен неправильно. Фактор объективной потребности пользователя в новом качестве звука отошел на второй план, а на первый выдвинулся чистой воды бизнес, интересы лицензионных отчислений с новых форматов и прочие странные факторы. Вот почему обоим Hi-Res-форматам не удалось потеснить менее качественный носитель CD. Хуже всего, что эта логика привела к выпуску столь же неконкретной аппаратуры новой эпохи, прежде всего – проигрывателей новых форматов. Они попросту не имели реальных слышимых преимуществ по сравнению с CD-проигрывателями. Проигрыватели, заполнившие рынок, и сегодня мало отрабатывают достоинства Hi-Res-форматов, а все больше смакуют и поощряют их недостатки. Самый главный недостаток Hi-Res: SA-CD имеют однобитовое преобразование, а более совершенный DVD-Audio повсеместно использует сигма-дельта/дельта-сигма ЦАП/АЦП. Такое преобразование, обязательное для 24-х разрядных схем, на деле ликвидирует преимущества формата.
Вот что утверждает в этой связи инженер-разработчик Д. Андронников в статье «Без передискретизации и цифровой фильтрации». И те, и другие (форматы) страдают общим недостатком - немонотонностью характеристики. Декларируемые параметры многих подобных ЦАП (24 разряда/96 кГц/192 кГц) есть ни что иное, как рекламный трюк. Да, это разрешение будет действительно иметь место, но при работе на стационарном детерминированном сигнале - синусоиде. Случайный же (звуковой) сигнал при восстановлении из цифровой последовательности дельта-сигма демодулятором меняет статистические характеристики и обогащается модуляционным шумом. Шум коррелирован с самим сигналом и поэтому, в отличие от аддитивного шума пассивных компонентов, существенно ухудшает качество звука. Кроме того, ныне модно на кристалле ЦАП помещать еще и цифровой фильтр, и первичные аналоговые каскады. Увы, все это ведет только к удешевлению системы и к увеличению уровня цифровых помех в аналоговых цепях.
Далее. Есть ещё один фактор, тормозящий категорию Hi-Res-аппаратуры в реализации потенциально высокого качества новых аудиоформатов. Этот же фактор тормозит самого слушателя, который не спешит обзаводиться такой техникой и контентом. Hi-Res до сих пор сильно привязан к домашнему кинотеатру и вообще к видео. Понятно, что там, где звук «оспаривает» приоритеты у изображения, он качественный «в разумных пределах». Суперкачество аудиодорожки не является «жизненно необходимым» для зрителя-слушателя. Аудиофилы и меломаны не готовы принять такую логику. Это общее наблюдение выразил Д. Андроников, видящий (как и многие) в DVD-Audio некий мертвый формат, начиная с формирования фонограмм и заканчивая конечными устройствами воспроизведения. Все это некие приложения к видеосистемам, а не самостоятельные устройства. Их звук тоже «заточен» под работу вместе с изображением – он достаточно гротескный и агрессивный. Такая же привязка к видео, хотя и в меньшей мере, характерна для SA-CD. Неслучайно отдельные модели Hi-Res-проигрывателей с изъятой из них функцией видео представлены лишь на «избранных» рынках, куда Россия и другие страны-потребители не входят.
Тем не менее, Hi-Res-форматы постепенно все больше входят в практику использования. К ним прибегают любители особо качественного звука. Аппаратура остается непомерно дорогой, а вся сфера Hi-Res – очень ограниченной по выбору материала. Но тенденция движения «сквозь тернии к звездам» свидетельствует о том, что в «чистом» аудио нет иного пути, кроме качественного.
Тезис «студийности звука» бытует в цифровом домашнем аудио с 80-х годов, и им столько спекулировали, что потребитель наработал определенный скепсис, цинизм при анонсировании чего-либо «нового революционного». Однако, единственные не врущие и сохраняющие трезвую голову в чехарде обновлений рыночных форматов – это профессиональные звукорежиссёры. Они ежедневно и серьезно работают со звуком. Некоторые, например, сравнивают звучание студийной фонограммы в формате PCM 24 бит/96к Гц с её коммерческим «литьем», готовым носителем. Все чаще они заявляют, что DVD-Audio и SA-CD по крайней мере «позволяют говорить» об отсутствии серьёзных потерь, а CD этого не позволяет.
Стоит приветствовать появление студий, ориентированных на выпуск именно высококачественных SA-CD записей. Одна из них, российская Caro Mitis, выпускает классическую музыку.
При соблюдении ряда условий Hi-Res-записи в массе своей приблизятся к студийному качеству, реально превзойдут CD и займут место этого половинчатого аудиоформата на всем рынке – с нижнего бюджетного сегмента до верхнего хай-эндного. Вот некоторые основные наметки, контуры идеального цифрового формата, удовлетворяющего требованиям бескомпромиссного качества записи и воспроизведения, современной элементной базы и высокой ёмкости носителей:
- Частотный диапазон до 50 кГц при записи/воспроизведении;
- Отсутствие однобитных и сигма-дельта/дельта-сигма преобразований;
- Максимальный динамический диапазон до 120 дБ;
- Емкость носителя для записи 2-х канальной (стерео) программы длительностью в 60 минут - 10 Гб;
Рекламные проспекты на Hi-Res постоянно муссируют иное требование: разрядность 24 бита. На самом деле и с принципиальной точки зрения, 24 бита в нынешних условиях невозможны и не реализуемы. Мультибитных цифро-аналоговых преобразователей (ЦАП) в коммерческой (потребительской) сфере не существует. Более уместно говорить о выборе PCM-формата со следующими реквизитами для тракта записи-воспроизведения:
Запись: микрофон(ы) c АЧХ до 50 кГц, в предусилителе - аналоговый фильтр с частотой среза 48 кГц, аналогово-цифровой преобразователь (AЦП) последовательного приближения (SAR) с частотой дискретизации 384 кГц (Fs) и разрядностью дискретизации 20 бит.
Передача на компьютер по FireWare со скоростью 15 мегабит в секунду (стерео).
Носитель: ёмкость диска на 60 минут (стерео) - 6,6 Гб.
Воспроизведение: цифро-аналоговый преобразователь (AЦП) - мультибитный (R-2R) формата 384 кГц/20 бит, аналоговый фильтр (48 кГц), усилитель и акустические системы с АЧХ до 40 кГц.
Создание подобного тракта, на мой взгляд, полностью решит проблему качества цифровой записи и воспроизведения, позволит создавать бескомпромиссные цифровые архивы и, наконец, совсем отказаться от аналоговой магнитной ленты на студиях. Важно, что элементная база для создания подобного цифрового тракта уже есть. Есть и носители соответствующего объёма. Тем, кто располагает этими элементами, остается только захотеть создавать и воспроизводить высококачественные записи.
Я бы хотел завершить эти заметки еще одной мыслью уважаемого Д. Андронникова (с любезного разрешения автора), что, впрочем, не является не является признанием правильности моих собственных концепций и предположений. По его словам, о предлагаемом цифровом формате ИКМ (РСМ) 384 кГц/20 бит можно только мечтать. Посмотрим, можно ли его послушать.
По материалам статьи Василия Николаенко
Комментариев нет:
Отправить комментарий