Различия в звучании оригинала и копии в одном проигрывателе
Этот вопрос вызывает, пожалуй, наиболее острые споры. Если причины различия в звучании разных аппаратов на одном и том же диске, как правило, интуитивно понятны, то причины различного звучания оригинального диска и его копии на одном и том же аппарате для большинства непрофессионалов остаются загадкой.Прежде всего необходимо отметить, что копирование звукового (CD-DA) диска - далеко не такая простая и не всегда успешная операция, как копирование компьютерного файла или диска с данными (CD-ROM). Причина проста: если при копировании любого файла или диска с данными их содержимое получится различным - это будет выявлено очень быстро, а программы и дисководы, виновные в искажении информации, - забракованы. Совершенно иначе обстоит дело со звуковыми дисками: отсутствие доступных средств точного цифрового сравнения оригинала и копии привело к появлению множества приводов и программ, случайно и намеренно вносящих в цифровое содержимое дисков мелкие ошибки, которые незаметны при поверхностном прослушивании дисков на аппаратуре низкого и среднего классов, но хорошо слышны при воспроизведении на высококачественной аппаратуре.
(Появление искажений при перезаписи аудиодисков связано в первую очередь с тем, что при работе с аудиодисками применяются упрощенные алгоритмы восстановления потерянной информации. Считается, что потери при воспроизведении дисков формата CD-DA практически не сказываются на звучании, а следовательно, такие диски не требуют сохранения высокой целостности информации и к ним можно применять более гибкие средства восстановления, в отличие, например, от форматов записи данных. Поэтому естественно, что различные программы и аппаратура добиваются этого собственными средствами и методами, более или менее эффективными с точки зрения их разработчиков. При этом намеренно искажений никто, конечно, не вносит, но и точного соответствия не добивается.
К сожалению, изрядная, если не большая, часть копий звуковых дисков - как штампованных пиратских по отношению к фирменным оригиналам, так и «самописанных» CD-R - не являются абсолютно точными. Впрочем, абсолютно точного копирования структуры дорожки и не требуется - достаточно, чтобы был точно скопирован лишь верхний уровень информации, а фактическая геометрия дорожки, форма питов, шаг витков спирали и т.п. могут различаться в значительных пределах. Однако копии часто не являются точными и в терминах верхнего уровня, причиной тому прежде всего несоблюдение обязательных условий точного копирования CD-DA.
Чтобы определить степень соответствия оригинала и копии, необходимо прочитать оба диска в цифровые WAV-файлы при помощи программы прямого чтения - WinDAC, Exact Audio Copy, AudioGrabber и т.п. Прочитать нужно как минимум два-три раза, сравнив между собой результаты последовательного чтения одних и тех же дорожек, например при помощи команды FC с ключом /b (побайтное сравнение) или функции Advanced Compare в FAR. Если они различаются, то продолжать эксперимент бессмысленно, поскольку привод, драйвер или программа не обеспечивают повторяемости результатов. Прежде всего необходимо добиться повторяемости - путем подбора программы, замены драйверов или даже с помощью привода CD-ROM. (Заметим, что в современных программах для записи компакт-дисков предусмотрен целый ряд мер для сохранения такой повторяемости. Для этого, например, при установке программы тщательно замеряются линейные и угловые скорости вращения приводов, исследуется скорость потока данных, запоминается характер ее изменения при чтении диска от внешних до внутренних дорожек и т.д. Глубина такого исследования и адаптация под имеющуюся у пользователя аппаратуру как раз и определяет цену программного продукта для премастеринга компакт-дисков.
Добившись повторяемости, следует сравнить между собой файлы, полученные с оригинала и с копии. Если их длины различаются - это еще не беда, поскольку многие приводы не умеют точно позиционироваться на начало дорожки, захватывая по нескольку блоков предшествующей паузы или предыдущей дорожки. В таком случае придется вооружиться байтовым редактором (HIEW, DiskEdit или тем же FAR) и попробовать найти последовательность из десятка байтов, взятую из одного файла меньшей длины, в другом файле. Если такая попытка не увенчалась успехом, значит, копии не идентичны.
И все-таки даже при идентичных данных верхнего уровня отклонения на нижнем уровне тоже могут играть определенную роль. Например, если рекордер формирует на матрице CD-R недостаточно четкие питы, то в системе чтения некоторых проигрывателей может возникать паразитный «дребезг», обусловленный неуверенным срабатыванием детектора начала/конца пита. При надлежащем построении усилителя и декодера, а также при грамотной развязке цифровых, аналоговых и питающих цепей такие эффекты несущественны и хорошо подавляются схемами развязки. Однако если развязка неудачна, помехи могут проникать в схемы ЦАП и выходных усилителей, искажая форму выходного сигнала и ухудшая его шумовые характеристики.
Понятно, что в таком аппарате оригинальный, четко проштампованный диск будет звучать чище, чем его абсолютно точная, но «мутная» копия. Другое дело, что виной этому является сам аппарат, не обеспечивающий должного уровня развязки, а не диск, который в данном случае скопирован в полном соответствии со стандартом записи CD-DA.
(Для того чтобы уменьшить описанный эффект для CD-R-дисков, необходимо более тщательно выбирать носители, которые различаются технологиями изготовления, материалом рабочего слоя, а также типом напыления отражающего слоя. Обратите внимание, что часть таких дисков имеет специальную маркировку Digital Audio (или for music only). Это означает, что фирма не ставила целью добиться, например, долговечности хранения информации, но стремилась к повышению воспроизводимости записанного материала на всех типах носителей, то есть питы на таком носителе прописываются более четко, а коэффициент отражения подложки выше. Полученный на таком носителе диск должен уверенно проигрываться в любом плейере!
Комментариев нет:
Отправить комментарий