После того как HD-исчисление видео стало
де-факто бытовым форматом как записи, так и воспроизведения, пришло
время окинуть взглядом передовую аудиофронта. Нет, наши айфоны еще не
записывают интервью в 24/96, но на самом деле в индустрии сегодня
предлагаются еще более продвинутые, чем даже 24/192, способы оцифровки
звукового сигнала.
В последнее время среди поклонников аудио высокого разрешения наметился интерес к наследию Super Audio CD и всему, что с ним связано. Главным образом к его принципу DSD-преобразования, которое отличается от традиционного РСМ (импульсно-кодовой модуляции).
Эд Мейтнер, один из самых компетентных людей по части цифрового звука (Museatex, EMM Labs), в 90-х годах был привлечен Sony для разработки нового аудиофильского формата SACD.
В свое время Мейтнер немало поработал со звукозаписывающим оборудованием и отмечал ущербность, точнее, необратимость преобразования в РСМ. Дело в том, что на стадии оцифровки аналоговый сигнал побитово кодируется дельта-сигма модулятором с высоким уровнем дискретизации. Далее поток обрабатывается децимирующим фильтром с понижением частоты дискретизации и разбивается на 16- или 24-битовые «слова». Конечная частота дискретизации потока, точнее, ее половина (согласно теореме Найквиста — Котельникова) и определит рабочий диапазон сигнала, восстановленного уже обратно из цифры в аналог. То есть у 44,1 кГц компакт-диска получается потолок 22,05 кГц, у HD-потока с дискретизацией 96 кГц — это 48 кГц и так далее.
На стадии преобразования РСМ-сигнала в аналог в дельта-сигма ЦАПе приходится опять загонять его в модулятор и повышать частоту дискретизации, а только потом конвертировать в звуковой сигнал для усилителя. Трансформации выглядят не слишком опрятными, правда?
Мейтнер вместе с остальными разработчиками SACD-формата предпочел избавиться от лишних звеньев в этой цепи, исключив и децимирующий фильтр, и многобитовые «слова», грозящие джиттером, и буфер для них, и оверсемплинг в ЦАПе, предложив прямую дельта-сигма-передачу на сверхвысокой частоте 2,8224 МГц, что в 64 раза превышала частоту дискретизации компакт-диска. А пишущее DSD-оборудование так и вовсе предлагало удвоенную частоту 5,6448 МГц.
Super Audio CD - те, которые были изданы по всем канонам, т.е. с полным DSD-циклом с момента записи, заслужили самые лестные эпитеты и сравнения с аналоговым звучанием. То есть речь шла не только о расширенном частотном диапазоне, но и о впечатляющих переходных характеристиках. В настоящее время широкое применение DSD-мастеринга сдерживается консерватизмом звукозаписывающих студий: люди есть люди. Многие привыкли к чему-то одному, а интерес к максимальному качеству мастер-фонограмм все-таки имеет локальный характер. Хотя некоторые маленькие аудиофильские лейблы потихоньку начали онлайн-торговлю файлами в DSD (расширение у них либо .DFF либо .DSF). Да и растет список AV-ресиверов и ЦАПов с поддержкой DSD-потока. Параллельно с этим появилась возможность передавать его по USB или FireWire, в связи с этим относительно недорогой студийный ЦАП Mytek Stereo192 DSD DAC (1700 долларов) вызвал переполох в узких кругах. А что же старый добрый РСМ?
Выясняется, что РСМ тоже кое-чем может помочь своему конкуренту. Как уже упоминалось, в студиях звукозаписи неохотно связываются с DSD-исходниками, в том числе и из-за определенных сложностей в его редактировании. Поэтому компания Digital Audio Denmark предложила PCM-формат нового поколения - DXD-рекординг с параметрами 32 бит/352,8 кГц. Такие файлы пока не продаются и доступны только в качестве демо, к звучанию которых, надо сказать, тоже сложно придраться, - определенно высшая проба аудио. 10 мин записи в DXD с параметрами 24 бит/352,8 кГц занимают около 1,5 Гб, зато с таким РСМ гораздо легче работать в студии. Таким образом многие современные SACD-издания были исполнены на рабочих станциях Pyramix, оснащенных всем инструментарием для DXD-записи. Не без гордости указывают DXD в качестве исходника и на аудиофильских Blu-ray Audio.
Что касается интернет-продаж, то очевидно, что для хранения и скачивания габариты DXD-файлов довольно велики, их нужно во что-то переконвертировать, хотя бы и в DSD-файлы, которые занимают места сопоставимо с LPCM в 24/96, и по ряду причин могут звучать более интересно. Хотя, безусловно, найдутся люди, которые предпочтут избыточное качество всему остальному, тем более сейчас, когда основная масса бывших владельцев компакт-дисков благополучно перешла на MP3 и интернет-радио и требовать большего остались только самые хардкорные граждане. Ну что ж. Время покажет, каким будет типичный хайрез через 5 лет и будет ли это FLAC 24/96.
Комментариев нет:
Отправить комментарий