вторник, 27 августа 2013 г.

Оцифровка винила: «ЗА» И «ПРОТИВ». Часть 2

ОЦИФРОВКА ОЦИФРОВАННОГО 
 
Как уже писал выше, перевод в цифру редких записей на виниле не вызывает никаких сомнений - иного способа сохранить их в домашних условиях просто не существует. Однако в Сети образовалось довольно обширное сообщество энтузиастов*, которые занимаются оцифровкой современного коммерческого винила, а на нём в подавляющем большинстве записана музыка, уже изданная на компакт-дисках, а иногда - и на DVD-Audio и SACD. То есть нередко оцифровывается материал, который был изначально записан в цифре или переведён в неё в студии, потом подвергнутый цифро-аналоговому преобразованию и затем изданный на виниле. Какой в этом смысл? Чтобы дать непредвзятый ответ на этот вопрос, провел небольшой эксперимент и сравнил между собой несколько релизов, изданных на компакт-дисках, SACD, и оцифровки с винила, выложенные на rutracker.org.

ОБСТОЯТЕЛЬСТВА И МАТЕРИАЛЫ

1. Beck, «Odelay», 1996. Новодел 180 г. Автор рипа - aksman. Перечень оборудования: очиститель винила RCM Hannl 'limited', вертушка Music Hall MMF 9.1, тонарм Pro-Ject 9cc evolution, головка Nagaoka MP-500, ламповый фонокорректор Brocksieper Phonomax. Аудиоинтерфейс - внешний USB, E-MU 0404, межблоч-ник Silent Wire NF5, запись осуществлялось в программе WaveLab 6, обработка (ресэмплинг и дизеринг) - в пакете iZotope RX Advanced 1.21. Удаление щелчков - в программе WaveLab 6 в формате 24 бита/192 кГц, затем частота сэмплирования была уменьшена до 96 кГц и WAV-файлы переведены во FLAC. Сравнивалось с CD-DA Deluxe Edition от Geffen Records 1996 года [DR = 7]**. 

2. Black Sabbath, «Paranoid», 1970. Новодел 2010 года (мастеринг Кевина Грея), 180 г. Автор оцифровки - tubedoctorl971. Устройство воспроизведения и картридж Pro-Ject Xpression III - Ortofon 2M Blue. Тонарм Carbon Fiber, корректор скорости Pro-Ject Speedbox. Кабель и фонокорректор: Tubedoctor Custom Cables, Yaqin MS-12B. АЦП: M-Audio Audiophile 192 [DR = 13]. Сравнивалось с SACD-рипом 24 бита/88,2 кГц в формате FLAC [DR =11]. Исходный SACD - японский SHM 2010 года. Перевод на DSD с оригинальной аналоговой мастер-ленты - Hitoshi Takiguchi (Universal Mastering Studios). А также с двумя CD-DA-версиями: первопрессом от Castle 1986 года LDR = 14], который считается в среде меломанов одним из лучших по звуку, а также японским цифровым ремастером от 1996 года [DR = 10].

3. Michael Jackson, «Thriller», 1982. Знаменитый альбом, чрезвычайно популярный среди оцифровщиков - на rutracker.org представлено около десятка разных вариантов. Выбрал из них один из самых свежих, выполненный весьма известным в этих кругах персонажем Dr.Roberts [DR = 13]. *Для примера: на сайте rutracker.org только в разделе «Зарубежный рок» в форуме, посвященном оцифровке винила, имеется 5597 актуальных тем, не считая архива. Подобные сообщества есть и в разделах, посвященных всем остальным жанрам. Эта же тема является одной из основных на сайте http://avaxhome.ws. **В данном случае и дальше в квадратных скобках приведено значение общего для альбома динамического диапазона, Dynamic Rage, измеренного в Foobar2000 плагином Dynamic Range Meter. Чем выше это число, тем лучше. При условии, конечно, что материал воспроизводится на серьёзной системе. А вот для портативной техники требуется диапазон поменьше — полный она просто не в состоянии воспроизвести. Оригинал - японский новодел Sony Master Sound с цифровым ремастером.

Список оборудования: очиститель винила Nitty Gritty RCM 1.5, вертушка Technics SL-1210 MK2 DD, тонарм Origin Live OL1 (переделка на основе Rega RB250), МС-головка Audio-Technica AT33EV, фонокорректор Pro-ject Tube Box SE II.

Аудиоинтерфейс внешний USB Tascam US-144, кабель AudioQuest G-Snake LGC.
Оцифровка производилась на компьютере Mac Pro Dual Zeon 2,66 ГГц в программе Bias Peak Pro 6.2, удаление щелчков — в утилите Click Repair 3.4.1 (в ручном режиме). После всех обработок РСМ-файлы 24 бита/96 кГц перекодировались во FLAC конвертором XLD.
Этот «шедевр» оцифровки сравнивался с юбилейным CD-изданием 2007 года, выпущенным в Германии на лейбле Epic [DR = 6], а также с файловым рипом 24 бита/88,2 кГц с SACD также германского производства, выпущенным на Epic в 1999 году [DR = 14].

Все SACD-рипы были подготовлены по методике известного интернет-пользователя PS3SACD (для прослушивания были взяты стереофонические треки), то есть являются полностью цифровыми. Единственная обработка, способная повлиять на звук - преобразование DSD в РСМ 24 бита/88,2 кГц с помощью программы Weiss Saracon. Кстати, во многих SACD-проигрывателях не самого высокого класса поток DSD перед подачей на ЦАП также переводится в РСМ специальной микросхемой.

Файлы, полученные с разных источников, загружались в единый плейлист Foobar2000 и попеременно сопоставлялись. В роли транспорта использовался специально подготовленный компьютер, ЦАП - PS Audio PerfectWave DAC. Замечу попутно, что это один из немногих сейчас современных внешних ЦАПов, которые не делают принудительный апсэмплинг при декодировании потоков 16 бит/44,1 кГц. Подключение - оптическим кабелем Oehlbach XXL Series 80. Акустика - напольные Yamaha Soavo-1, усилитель Musical Fidelity A5-INT.

ЖЕРТВЫ ВОЙНЫ 

Несмотря на столь разные материалы, ремастеры и носители, прослеживались некоторые закономерности. Но прежде чем к ним перейти, дам отчёт о сравнительном прослушивании. 

1. Beck
Оцифровка с винила звучит мягко, интеллигентно, слегка приподняты басы. Рип с CD - напористее, живее, более выпукло, как бы контрастнее, но чуть грязнее, «гаражнее». И вместе с тем более экспрессивно и ярко. Какой вариант лучше? Дело вкуса. Можно сказать, что оцифровка винила - это звук для взрослых, a CD-DA - для клубной молодёжи.
2. Black Sabbath
Сначала выбираем CD-вариант. Более позднее японское издание звучит грубее и примитивнее, а сглаженность динамического диапазона в результате компрессии ослабляет эмоциональное воздействие. Издание Castle выразительнее, звук более комфортный и вместе с тем рельефный, оно прекрасно звучит на большой громкости, чего не скажешь о японском релизе. И голос здесь более живой.

Итак, оставляем Castle и уже его сравниваем с SACD-рипом и виниловой оцифровкой.

Винил - акцентированы высокие, звук резковат и явно грязнее, чем на CD, удары ослаблены. Очень заметно, как неестественно дрожит, «качается» вокал. Прилично звучит только «1гоп Мап». Все остальные треки - откровенный мусор. Как видим, сам по себе высокий динамический диапазон не способен сделать запись выразительной. Рип с SACD - объёмно, чище, чем у других, и напористее, выразительнее. Наилучшее разрешение и на высоких, и на низких частотах. Однозначно лучше, чем все остальные варианты. Даже «Iron Man». Хотя в старом издании Castle на CD всё же есть какое-то очарование.

3. Michael Jackson
CD-рип - ярко, громко, сочно. Но грубо. Слушать не очень приятно, бьёт по ушам.
Оцифровка винила - помягче, но не так выпукло и напористо. Явно чище и «тоньше» - сказывается высокая частота сэмплирования. Но долго слушать также не очень хочется. SACD-рип - по частотному балансу ближе к винилу, но слушается комфортнее. Заметно чище. Явно лучший вариант. Спокойные вещи типа «The Girl is Mine» получаются на оцифрованном виниле лучше всего. Но на SACD они ещё привлекательнее. «ТгШег» на CD - «рак ушей». На виниловом рипе сильно лучше и выразительнее, эффектнее. Но цифровая копия SACD - лучше во всех смыслах. «Billi Jean» - на CD потеряны многие ВЧ-подробности, на виниловом рипе и на SACD они прекрасно слышны. Этот трек получился наиболее выразительным на виниле, хотя чище и с более высоким разрешением на краях - на SACD. 

Как мне показалось, грамотные оцифровки винила оказываются предпочтительными, когда тот же альбом недоступен в Hi-Res-версии - SACD или DVD-Audio (Beck). Но если в нашем распоряжении есть добротно сделанный CD-Audio с нормальным, не зажатым динамическим диапазоном (Black Sabbath), он может превзойти оцифровку винила в высокой разрядности, особенно если пластинка - новодел с цифрового оригинала.

Попавшая к нам оцифровка пластинки Майкла Джексона весьма удачна и выполнена со знанием дела. Компакт-диск, записанный с глубокой компрессией, соперничать с ней не может, а вот рип SACD оказывается и здесь точнее, чище и информативнее.

Позволю себе высказать предположение, что волна увлечения оцифровкой винила является своеобразной реакцией на «loudness war» («война громкости»), которую давно уже ведут между собой крупные рекорд-лейблы. Как им кажется, чем громче, «горячее» записываемая ими музыка, тем публике больше нравится.

Такое ощущение, что записывающая индустрия полностью переориентировалась на пользователей айподов и других портативных гаджетов. Да, их много, но как раз они не очень охотно покупают компакт-диски, предпочитая iTunes и другие интернет-ресурсы. Возможно, это делается и для того, чтобы «вытолкнуть» серьёзных меломанов в сегмент дисков высокого разрешения (SACD и DVD-Audio, а с некоторых пор и Blu-ray), однако эти релизы далеко не всегда и не везде доступны. Ассортимент музыкальных онлайн-магазинов, торгующий Hi-Res-файлами, постепенно расширяется и, возможно, станет решением проблемы. Но к тому времени продажи компакт-дисков могут снизиться до критического значения. И виноваты в этом будут не пираты, а менеджмент рекорд-компаний, который держит покупателей музыкальной продукции за идиотов, лишённых слуха. 

Подготовлено по материалам журнала "Салон AudioVideo"

Комментариев нет:

Отправить комментарий