ОЦИФРОВКА ОЦИФРОВАННОГО
Как уже писал выше, перевод в цифру редких записей на
виниле не вызывает никаких сомнений - иного способа сохранить их в
домашних условиях просто не существует. Однако в Сети образовалось
довольно обширное сообщество энтузиастов*, которые занимаются оцифровкой
современного коммерческого винила, а на нём в подавляющем большинстве
записана музыка, уже изданная на компакт-дисках, а иногда - и на
DVD-Audio и SACD. То есть нередко оцифровывается материал, который был
изначально записан в цифре или переведён в неё в студии, потом
подвергнутый цифро-аналоговому преобразованию и затем изданный на
виниле. Какой в этом смысл?
Чтобы дать непредвзятый ответ на этот вопрос, провел небольшой
эксперимент и сравнил между собой несколько релизов, изданных на
компакт-дисках, SACD, и оцифровки с винила, выложенные
на rutracker.org.
ОБСТОЯТЕЛЬСТВА И МАТЕРИАЛЫ
1. Beck, «Odelay», 1996. Новодел 180 г. Автор
рипа - aksman. Перечень оборудования: очиститель винила RCM Hannl
'limited', вертушка Music Hall MMF 9.1, тонарм Pro-Ject 9cc evolution,
головка Nagaoka MP-500, ламповый фонокорректор Brocksieper Phonomax.
Аудиоинтерфейс - внешний USB, E-MU 0404, межблоч-ник Silent Wire NF5,
запись осуществлялось в программе
WaveLab 6, обработка (ресэмплинг и дизеринг) - в пакете iZotope RX
Advanced 1.21. Удаление
щелчков - в программе WaveLab 6 в формате 24 бита/192 кГц, затем частота
сэмплирования была уменьшена до 96 кГц и WAV-файлы переведены во FLAC.
Сравнивалось с CD-DA Deluxe Edition от Geffen Records 1996 года [DR =
7]**.
2. Black Sabbath, «Paranoid», 1970. Новодел
2010 года (мастеринг Кевина Грея), 180 г. Автор оцифровки -
tubedoctorl971. Устройство воспроизведения и картридж Pro-Ject Xpression
III - Ortofon 2M Blue. Тонарм Carbon Fiber, корректор скорости Pro-Ject
Speedbox. Кабель и фонокорректор: Tubedoctor Custom Cables, Yaqin
MS-12B. АЦП: M-Audio Audiophile 192 [DR = 13].
Сравнивалось с SACD-рипом 24 бита/88,2 кГц в формате FLAC [DR =11].
Исходный SACD - японский SHM 2010 года. Перевод на DSD с оригинальной
аналоговой мастер-ленты - Hitoshi Takiguchi (Universal Mastering
Studios).
А также с двумя CD-DA-версиями: первопрессом от Castle 1986 года LDR =
14], который считается в среде меломанов одним из лучших по звуку, а
также японским цифровым ремастером от 1996 года [DR = 10].
3. Michael Jackson, «Thriller», 1982.
Знаменитый альбом, чрезвычайно популярный среди оцифровщиков - на
rutracker.org представлено около десятка разных вариантов. Выбрал из них
один из самых свежих, выполненный весьма известным в этих кругах
персонажем Dr.Roberts [DR = 13].
*Для примера: на сайте rutracker.org только в разделе «Зарубежный рок» в
форуме, посвященном оцифровке винила, имеется 5597 актуальных тем, не
считая архива. Подобные сообщества есть и в разделах, посвященных всем
остальным жанрам. Эта же тема является одной из основных на сайте
http://avaxhome.ws. **В данном случае и дальше в квадратных скобках
приведено значение общего для альбома динамического диапазона, Dynamic
Rage, измеренного в Foobar2000 плагином Dynamic Range Meter. Чем выше
это число, тем лучше. При условии, конечно, что материал воспроизводится
на серьёзной системе. А вот для портативной техники требуется диапазон
поменьше — полный она просто не в состоянии воспроизвести. Оригинал -
японский новодел Sony Master Sound с цифровым ремастером.
Список оборудования: очиститель винила Nitty Gritty
RCM 1.5, вертушка Technics SL-1210 MK2 DD, тонарм Origin Live OL1
(переделка на основе Rega RB250), МС-головка Audio-Technica AT33EV,
фонокорректор Pro-ject Tube Box SE II.
Аудиоинтерфейс внешний USB Tascam US-144, кабель AudioQuest G-Snake LGC.
Оцифровка производилась на компьютере Mac Pro Dual
Zeon 2,66 ГГц в программе Bias Peak Pro 6.2, удаление щелчков — в
утилите Click Repair 3.4.1 (в ручном режиме). После всех обработок
РСМ-файлы 24 бита/96 кГц перекодировались во FLAC конвертором XLD.
Этот «шедевр» оцифровки сравнивался с юбилейным
CD-изданием 2007 года, выпущенным в Германии на лейбле Epic [DR = 6], а
также с файловым рипом 24 бита/88,2 кГц с SACD также германского
производства, выпущенным на Epic в 1999 году [DR = 14].
Все SACD-рипы были подготовлены по методике
известного интернет-пользователя PS3SACD (для прослушивания были взяты
стереофонические треки), то есть являются полностью цифровыми.
Единственная обработка, способная повлиять на звук - преобразование DSD в
РСМ 24 бита/88,2 кГц с помощью программы Weiss Saracon. Кстати, во
многих SACD-проигрывателях не самого высокого класса поток DSD перед
подачей на ЦАП также переводится в РСМ специальной микросхемой.
Файлы, полученные с разных источников, загружались в
единый плейлист Foobar2000 и попеременно сопоставлялись. В роли
транспорта использовался специально подготовленный компьютер, ЦАП - PS
Audio PerfectWave DAC. Замечу попутно, что это один из немногих сейчас
современных внешних ЦАПов, которые не делают принудительный апсэмплинг
при декодировании потоков 16 бит/44,1 кГц. Подключение - оптическим
кабелем Oehlbach XXL Series 80. Акустика - напольные Yamaha Soavo-1,
усилитель Musical Fidelity A5-INT.
ЖЕРТВЫ ВОЙНЫ
Несмотря на столь разные материалы, ремастеры и
носители, прослеживались некоторые закономерности. Но прежде чем к ним
перейти, дам отчёт о сравнительном прослушивании.
1. Beck
Оцифровка с винила звучит мягко, интеллигентно,
слегка приподняты басы. Рип с CD - напористее, живее, более выпукло, как
бы контрастнее, но чуть грязнее, «гаражнее». И вместе с тем более
экспрессивно и ярко.
Какой вариант лучше? Дело вкуса. Можно сказать, что оцифровка винила -
это звук для взрослых, a CD-DA - для клубной молодёжи.
2. Black Sabbath
Сначала выбираем CD-вариант. Более позднее японское
издание звучит грубее и примитивнее, а сглаженность динамического
диапазона в результате компрессии ослабляет эмоциональное воздействие.
Издание Castle выразительнее, звук более комфортный и вместе с тем
рельефный, оно прекрасно звучит на большой громкости, чего не скажешь о
японском релизе. И голос здесь более живой.
Итак, оставляем Castle и уже его сравниваем с SACD-рипом и виниловой оцифровкой.
Винил - акцентированы высокие, звук резковат и явно
грязнее, чем на CD, удары ослаблены. Очень заметно, как неестественно
дрожит, «качается» вокал. Прилично звучит только «1гоп Мап». Все
остальные треки - откровенный мусор. Как видим, сам по себе высокий
динамический диапазон не способен сделать запись выразительной.
Рип с SACD - объёмно, чище, чем у других, и напористее, выразительнее.
Наилучшее разрешение и на высоких, и на низких частотах. Однозначно
лучше, чем все остальные варианты. Даже «Iron Man». Хотя в старом
издании Castle на CD всё же есть какое-то очарование.
3. Michael Jackson
CD-рип - ярко, громко, сочно. Но грубо. Слушать не очень приятно, бьёт по ушам.
Оцифровка винила - помягче, но не так выпукло и
напористо. Явно чище и «тоньше» - сказывается высокая частота
сэмплирования. Но долго слушать также не очень хочется.
SACD-рип - по частотному балансу ближе к винилу, но слушается
комфортнее. Заметно чище. Явно лучший вариант.
Спокойные вещи типа «The Girl is Mine» получаются на оцифрованном виниле
лучше всего. Но на SACD они ещё привлекательнее.
«ТгШег» на CD - «рак ушей». На виниловом рипе сильно лучше и
выразительнее, эффектнее. Но цифровая копия SACD - лучше во всех
смыслах.
«Billi Jean» - на CD потеряны многие ВЧ-подробности, на виниловом рипе и
на SACD они прекрасно слышны. Этот трек получился наиболее
выразительным на виниле, хотя чище и с более высоким разрешением на
краях - на SACD.
Как мне показалось, грамотные оцифровки винила
оказываются предпочтительными, когда тот же альбом недоступен в
Hi-Res-версии - SACD или DVD-Audio (Beck). Но если в нашем распоряжении
есть добротно сделанный CD-Audio с нормальным, не зажатым динамическим
диапазоном (Black Sabbath), он может превзойти оцифровку винила в
высокой разрядности, особенно если пластинка - новодел с цифрового
оригинала.
Попавшая к нам оцифровка пластинки Майкла Джексона
весьма удачна и выполнена со знанием дела. Компакт-диск, записанный с
глубокой компрессией, соперничать с ней не может, а вот рип SACD
оказывается и здесь точнее, чище и информативнее.
Позволю себе высказать предположение, что волна
увлечения оцифровкой винила является своеобразной реакцией на «loudness
war» («война громкости»), которую давно уже ведут между собой крупные
рекорд-лейблы. Как им кажется, чем громче, «горячее» записываемая ими
музыка, тем публике больше нравится.
Такое ощущение, что записывающая индустрия полностью
переориентировалась на пользователей айподов и других портативных
гаджетов. Да, их много, но как раз они не очень охотно покупают
компакт-диски, предпочитая iTunes и другие интернет-ресурсы. Возможно,
это делается и для того, чтобы «вытолкнуть» серьёзных меломанов в
сегмент дисков высокого разрешения (SACD и DVD-Audio, а с некоторых пор и
Blu-ray), однако эти релизы далеко не всегда и не везде доступны.
Ассортимент музыкальных онлайн-магазинов, торгующий Hi-Res-файлами,
постепенно расширяется и, возможно, станет решением проблемы. Но к тому
времени продажи компакт-дисков могут снизиться до критического значения.
И виноваты в этом будут не пираты, а менеджмент рекорд-компаний,
который держит покупателей музыкальной продукции за идиотов, лишённых
слуха.
Комментариев нет:
Отправить комментарий