пятница, 23 августа 2013 г.

Руководство по конвертации аналоговых виниловых дисков в цифровые файлы с использованием Windows. Часть 3.

Вращайте черный круг

Первым делом я отыскиваю самый громкий пассаж на виниловом диске, прослушивая отрывки или целую сторону. Это необходимо для правильной настройки максимального уровня цифровой записи. Чтобы достичь этого, нужно отслеживать уровень входного сигнала не только в наушниках, но и с помощью измерителя пикового уровня.

Суть состоит в том, чтобы настроить уровень записи как можно ближе к правому краю шкалы измерителя, но таким образом, чтобы на самых громких пассажах не возникала перегрузка. Если пользоваться Audacity, уровень перегрузки обозначается красным в конце шкалы измерителя во время контроля уровня. Прямо как на снимке экрана, приведенном ниже:


Я использую аналого-цифровой преобразователь своего Lynx Hilo для решения различных задач в области звука: поиск стереофонических записей, акустические измерения, и вот наконец — оцифровка винила. Был один критерий, которым я руководствовался при выборе этого устройства. Hilo оснащен встроенным микшером на 32 x 32 канала, который управляется с сенсорного экрана. Я пользуюсь им как наборным полем для перенаправления, закольцовывания аналоговых или цифровых записей, а в ланом случае - для перенаправления линейного входа АЦП на цифровые входные каналы Audacity 1 + 2. Я настроил уровень входного сигнала Audacity на 0 dBFS и пользуюсь фейдерами Hilo и их измерителями для управления уровнем цифрового вхоного сигнала, поступающего в Audacity.

Рассмотрим альтернативные источники сигнала для аналого-цифрового преобразователя (АЦП). В зависимости от модели или конфигурации компьютера или ноутбука, он может оснащаться линейным входом на мини-гнезде 1/8” для подачи сигнала на встроенный АЦП. Вопрос в том, стереофоническое это гнездо или монофоническое. Если оно стереофоническое, то имеется прямой путь к аналого-цифровому преобразователю. Если же нет, и опять-таки в зависимости от модели или конфигурации компьютера, можно приобрести внутреннюю или внешнюю звуковую плату либо интерфейс, оснащенный встроенным в него АЦП. Как уже ранее отмечалось в настоящем руководстве, некоторые проигрыватели класса «все в одном» оснащены встроенным АЦП и интерфейсом USB для передачи цифрового аудиосигнала в потоке — скажем в Audacity. Есть много вариантов выбора.

Во время исполнения наиболее громких пассажей на диске нормальный пиковый уровень составляет от –6 dBFS до –3 dBFS. Имеет смысл поэкспериментировать с разными настройками максимального уровня записи и пройтись по наиболее громким пассажам на диске несколько раз, чтобы получить совершенно точный уровень записи. Следите за тем, чтобы не возникала перегрузка, наподобие изображенной на снимке ниже:

Настройка правильного уровня записи - это наиболее важная процедура во всем процессе звукозаписи, и может потребоваться несколько приближений, чтобы достичь правильного уровня. Это задача, требующая времени. Теперь, когда уровень отрегулирован, я нажимаю кнопку записи в Audacity и опускаю иглу. Я контролирую качество записи в наушниках и слежу за измерителями. В данном случае я записываю первый трек диска. По завершении композиции я нажимаю кнопку остановки, а затем немедленно перехожу к воспроизведению записи в наушниках, чтобы убедиться в том, что она звучит точно так же, как и мои воспоминания о ее звучании. Обязательно включите режим Show Clipping (показать перегрузки) в меню Audacity View (просмотр), чтобы отследить все записанные перегрузки. Кривая уровня сигнала при наличии перегрузки окрашивается в красный цвет.

И вот окончательная запись появляется в окне отображения сигналов Audacity.

Как упоминается в этикетке Caution (Внимание!) на обложке, фрагмент 1 ближе к своему завершению содержит вставку на басовом барабане, а следом — 3 сливающихся друг с другом удара большого барабана, которые «слышны на весь мир». Их легко отследить в конце экрана отображения сигнала. С помощью измерителя динамического диапазона TTD (или плагина программного проигрывателя Foobar), доступного в базе DR Database, можно выяснить ширину динамического диапазона, равную 14. Если учесть описание на сайте DR Database, этот импортный винил 1978 года обладает очень хорошим динамическим диапазоном:



Как проверить динамический диапазон? Мне нравится придерживаться в интервале –0,5 dBFS от пикового уровня. Никаких перегрузок, однако срез уровня очень близок к ним. Еще раз оценив форму сигнала, я выполняю масштабирование по шкале времени, - так, чтобы видеть первые 60 секунд сигнала. Следует обратить внимание на многочисленные вертикальные «всплески» — это щелчки винила.


Как они звучат? Осторожнее с уровнем громкости - опускание иглы звучит очень громко. Можно отключить в программном музыкальном проигрывателе непрерывное воспроизведение, чтобы услышать тишину и переходной процесс при опускании иглы.

Опускание иглы звучит очень громко! Здесь много щелков, потрескиваний и скачков. Их можно визуально сопоставить со звучанием. Загрузите и откройте файл WAV в Audacity или другой программе редактирования звука. Следите за тем, как курсор воспроизведения пройдет опускание иглы и щелкнет в реальном времени в соответствии с показаниями экрана отображения сигнала и сопоставьте это со слышимыми звуками. Итак, теперь у меня есть хорошая оцифровка диска, что дальше? Вот где нам сможет помочь программное обеспечение цифровой обработки сигналов (Digital Signal Processing - DSP), специально предназначенное для восстановления цифровых аудиосигналов.

Комментариев нет:

Отправить комментарий