среда, 21 августа 2013 г.

Руководство по конвертации аналоговых виниловых дисков в цифровые файлы с использованием Windows. Часть 1.


В настоящем руководстве описана пошаговая процедура выполнения копирования аудиофильского винила в цифровой звук 24/192. Среди прочего, в руководстве приведены подробности относительно использования новейшего программного обеспечения для реставрации цифрового звука с целью удаления щелчков, скачков и треска, которые снижают качество звучания.


Руководство рассчитано на как можно более широкую доступность, чтобы люди с разными навыками и опытом смогли успешно преобразовать записи на виниле в цифровую форму с минимальными усилиями и повторяемостью результатов.
Рассматриваемая ниже штамповка из аудиофильского импортного тиража обладает хорошим динамическим диапазоном, а также большим количеством щелчков, скачков и треска, поскольку диск воспроизводился множество раз. Таким будет реальный вызов успешной конвертации и реставрации.

Введение

Давайте немного пройдемся по тропинке воспоминаний об аудиофильском виниле. Компания Telarc была одним из первых лейблов аудиофильской звукозаписи в конце 70-х, которые применили новую цифровую систему звукозаписи под названием Soundstream для записи вот этого выступления:


«Soundstream Inc. была первой в мире звукозаписывающей компаний, применивших цифровую звукозапись, поставляя коммерческие услуги записи и монтажа на компьютерной основе». Процесс мастеринга на половинной скорости и штамповка на импорт, принятые в Telarc, сохраняют большую часть динамического диапазона, воспринятого цифровым магнитофоном Soundstream. Это выступление и диск стали известны как «басовый барабан, слышный на весь мир». То внимание, с которым лейбл подошел к записи этого диска, проявлено и к техническим характеристикам, отпечатанным на развороте альбома. Единственный пропущенный элемент — это Threshold 400A, подающий сигнал на мониторы ADS. Это действительно было самым передовым в 1978 году и по-прежнему звучит впечатляюще и сегодня. Прислушайтесь к хождению вуфера во время ударов басового барабана.

Требования

Вот что потребуется:

Проигрыватель, тонарм, картридж и фонокорректор. Фонокорректор предназначен для усиления сигнала низкого уровня от картриджа звукоснимателя до линейного уровня и применения корректировочной характеристики RIAA.

Выравнивание характеристики RIAA - это одна из технических характеристик. Целью выравнивания является разрешение более продолжительного времени записи, повышения качества звучания и сокращения износа звуковой дорожки, который в противном случае будет возрастать во время воспроизведения. При нарезке диска применяется инверсия этой кривой (предварительное усиление), а при воспроизведении - кривая выравнивания (эквализации), показанная ниже (ослабление).

Дело в том, что эквализация RIAA должна применяться при воспроизведении, но это может реализовываться различными способами. Например, предварительный усилитель, интегральный усилитель, ресивер и т.п. могут иметь встроенные входы уровня звукоснимателя как реализацию характеристики RIAA. Иной подход, которым обычно пользуются аудиофилы, — это использование отдельного специального предварительного усилителя сигнала уровня звукоснимателя. Те, кто привык делать все своими руками, могут выбрать одну из нескольких схем, конструкций и модулей.

Кривая эквализации RIAA может быть реализована и в программном обеспечении. Это дает огромную гибкость, поскольку существуют сотни вариаций характеристики эквализации RIAA, сформированных за десятилетия производства виниловых дисков. Энтузиасты винила, которые восстанавливают диски 1940-х годов, например, такая гибкость могла бы пригодиться.
Большинство цифровых аудиозаписей и программного обеспечения для их редактирования будут оснащены плагинами, моделирующими характеристики эквализации RIAA. Например, редактор Audacity оснащен несколькими выбираемыми вариантами эквализации RIAA:


Я собирался поподробнее написать о реализации эквализации RIAA в программных средствах, однако после некоторых исследований выяснилось, что для этого понадобится отдельная статься. Для тех, кого это заинтересовало, начать можно отсюда: http://audiamorous.blogspot.ca/2008/06/art-of-flat-balanced-digital-phono.html. А для целей настоящей статьи был выбран путь отдельного компонента. Pro-Ject Tube Box S - это ламповый фонокорректор начального уровня на паре отборных ламп ECC83 (12AX7A).


Проигрыватель, тонарм и картридж:

Во время своих изысканий я подивился тому, насколько широким оказался выбор проигрывателей. От решений «все в одном» до компонентов уровня ультра-high end и встраиваемых в дома hi-fi- систем. Недавно я побывал в деловом центре Торонто, в компании Bay Bloor Radio, и проверил их дорогостоящую линейку напольных проигрывателей и аксессуаров. Это решение «все в одном» было оснащено и встроенным фонокорректором для подвижного магнита, и аналоговыми выходами линейного уровня, и аналогово-цифровым преобразователем с выходом USB, причем по разумной цене. Я пользовался проигрывателем Expression Classic производства компании Pro-Ject Audio, с углеволоконным тонармом Pro-Ject и с установленным на предприятии-изготовителе картриджем Sumiko Blue Point No. 2.


Комментариев нет:

Отправить комментарий