В настоящем руководстве описана пошаговая
процедура выполнения копирования аудиофильского винила в цифровой звук
24/192. Среди прочего, в руководстве приведены подробности относительно
использования новейшего программного обеспечения для реставрации
цифрового звука с целью удаления щелчков, скачков и треска, которые
снижают качество звучания.
Руководство
рассчитано на как можно более широкую доступность, чтобы люди с разными
навыками и опытом смогли успешно преобразовать записи на виниле в
цифровую форму с минимальными усилиями и повторяемостью результатов.
Рассматриваемая ниже штамповка из аудиофильского
импортного тиража обладает хорошим динамическим диапазоном, а также
большим количеством щелчков, скачков и треска, поскольку диск
воспроизводился множество раз. Таким будет реальный вызов успешной
конвертации и реставрации.
Введение
Давайте немного пройдемся по тропинке воспоминаний об
аудиофильском виниле. Компания Telarc была одним из первых лейблов
аудиофильской звукозаписи в конце 70-х, которые применили новую цифровую
систему звукозаписи под названием Soundstream для записи вот этого
выступления:
«Soundstream Inc. была первой в мире
звукозаписывающей компаний, применивших цифровую звукозапись, поставляя
коммерческие услуги записи и монтажа на компьютерной основе». Процесс
мастеринга на половинной скорости и штамповка на импорт, принятые в
Telarc, сохраняют большую часть динамического диапазона, воспринятого
цифровым магнитофоном Soundstream. Это выступление и диск стали известны
как «басовый барабан, слышный на весь мир». То внимание, с которым
лейбл подошел к записи этого диска, проявлено и к техническим
характеристикам, отпечатанным на развороте альбома. Единственный
пропущенный элемент — это Threshold 400A, подающий сигнал на мониторы
ADS. Это действительно было самым передовым в 1978 году и по-прежнему
звучит впечатляюще и сегодня. Прислушайтесь к хождению вуфера во время
ударов басового барабана.
Требования
Вот что потребуется:
Проигрыватель, тонарм, картридж и фонокорректор. Фонокорректор предназначен для усиления сигнала низкого уровня от картриджа звукоснимателя до линейного уровня и применения корректировочной характеристики RIAA.
Выравнивание характеристики RIAA - это одна из
технических характеристик. Целью выравнивания является разрешение более
продолжительного времени записи, повышения качества звучания и
сокращения износа звуковой дорожки, который в противном случае будет
возрастать во время воспроизведения. При нарезке диска применяется
инверсия этой кривой (предварительное усиление), а при воспроизведении -
кривая выравнивания (эквализации), показанная ниже (ослабление).
Дело в том, что эквализация RIAA должна применяться при воспроизведении, но это может
реализовываться различными способами. Например, предварительный усилитель, интегральный
усилитель, ресивер и т.п. могут иметь встроенные входы уровня звукоснимателя как реализацию
характеристики RIAA. Иной подход, которым обычно пользуются аудиофилы, — это использование
отдельного специального предварительного усилителя сигнала уровня звукоснимателя. Те, кто
привык делать все своими руками, могут выбрать одну из нескольких схем, конструкций и модулей.
Кривая эквализации RIAA может быть реализована и в программном обеспечении. Это дает
огромную гибкость, поскольку существуют сотни вариаций характеристики эквализации RIAA,
сформированных за десятилетия производства виниловых дисков. Энтузиасты винила, которые
восстанавливают диски 1940-х годов, например, такая гибкость могла бы пригодиться.
Большинство цифровых аудиозаписей и программного обеспечения для их редактирования будут оснащены плагинами, моделирующими характеристики эквализации RIAA. Например, редактор Audacity оснащен несколькими выбираемыми вариантами эквализации RIAA:
Большинство цифровых аудиозаписей и программного обеспечения для их редактирования будут оснащены плагинами, моделирующими характеристики эквализации RIAA. Например, редактор Audacity оснащен несколькими выбираемыми вариантами эквализации RIAA:
Я собирался поподробнее написать о реализации
эквализации RIAA в программных средствах,
однако после некоторых исследований выяснилось, что для этого
понадобится отдельная статься.
Для тех, кого это заинтересовало, начать можно отсюда:
http://audiamorous.blogspot.ca/2008/06/art-of-flat-balanced-digital-phono.html.
А для целей настоящей статьи был выбран путь отдельного компонента.
Pro-Ject Tube Box S - это
ламповый фонокорректор начального уровня на паре отборных ламп ECC83
(12AX7A).
Проигрыватель, тонарм и картридж:
Во время своих изысканий я подивился тому, насколько широким оказался выбор проигрывателей. От решений «все в одном» до компонентов уровня ультра-high end и встраиваемых в дома hi-fi- систем. Недавно я побывал в деловом центре Торонто, в компании Bay Bloor Radio, и проверил их дорогостоящую линейку напольных проигрывателей и аксессуаров. Это решение «все в одном» было оснащено и встроенным фонокорректором для подвижного магнита, и аналоговыми выходами линейного уровня, и аналогово-цифровым преобразователем с выходом USB, причем по разумной цене. Я пользовался проигрывателем Expression Classic производства компании Pro-Ject Audio, с углеволоконным тонармом Pro-Ject и с установленным на предприятии-изготовителе картриджем Sumiko Blue Point No. 2.
Комментариев нет:
Отправить комментарий