7. Программное обеспечение
Тема программного обеспечения очень широка, поэтому здесь мы
только вкратце обсудим основные представители программ для обработки
звука.
Наиболее важный класс программ –
редакторы цифрового аудио.
Основные возможности таких программ это, как минимум, обеспечение
возможности записи (оцифровки) аудио и сохранение на диск. Развитые
представители такого рода программ позволяют намного больше: запись,
многоканальное сведение аудио на нескольких виртуальных дорожках,
обработка специальными эффектами (как встроенными, так и подключаемыми
извне – об этом позже), очистка от шумов, имеют развитую навигацию и
инструментарий в виде спектроскопа и прочих виртуальных приборов,
управление/управляемость внешними устройствами, преобразование аудио из
формата в формат, генерация сигналов, запись на компакт диски и многое
другое. Некоторые из таких программ: Cool Edit Pro (Syntrillium), Sound
Forge (Sonic Foundry), Nuendo (Steinberg), Samplitude Producer (Magix),
Wavelab (Steinberg).
Основные возможности редактора Cool Edit Pro 2.0 (см. Скриншот 1 -
пример рабочего окна программы в многодорожечном режиме):
редактирование и сведение аудио на 128 дорожках, 45 встроенных
DSP-эффектов, включая инструменты для мастеринга, анализа и реставрации
аудио, 32-битная обработка, поддержка аудио с параметрами 24 бит / 192
КГц, мощный инструментарии для работы с петлями (loops), поддержка
DirectX, а также управление SMPTE/MTC, поддержка работы с видео и MIDI и
прочее.
Основные возможности редактора Sound Forge 6.0a (см. Скриншот 2 -
пример рабочего окна программы): мощные возможности не деструктивного
редактирования, многозадачная фоновая обработка заданий, поддержка
файлов с параметрами до 32 бит / 192 КГц, менеджер предустановок,
поддержка файлов более 4 Гб, работа с видео, большой набор эффектов
обработки, восстановление после зависаний, предпрослушивание примененных
эффектов, спектральный анализатор и прочее.
Не менее важная в функциональном смысле группа программ –
секвенсоры (программы
для написания музыки). Чаще всего, такие программы используют
MIDI-синтезатор (аппаратный внешний или встроенный почти в любую
звуковую карту, либо программный, организуемый специальным программным
обеспечением). Такие программы предоставляют пользователю либо привычный
нотный стан (как, например, программа Finale от CODA), либо более
распространенный способ редактирования аудио на компьютере, так
называемый, piano-roll (это более понятное представление музыки для
людей, не знакомых с нотами; в таком представлении вертикально имеется
ось с изображением клавиш пианино, а горизонтально откладывается время,
таким образом, ставя на пересечении штрихи разной длинны, добиваются
звучания определенной ноты с определенной продолжительностью).
Встречаются и программы, позволяющие просматривать и редактировать аудио
в обоих представлениях. Развитые секвенсоры помимо редактирования аудио
во многом могут дублировать возможности редакторов цифрового аудио –
осуществлять запись на CD, совмещать MIDI-дорожки с цифровыми сигналами и
осуществлять мастеринг. Яркие представители такого класса программ:
Cubase (Steinberg), Logic Audio (Emagic), Cakewalk (Twelve Tone Systems)
и уже упомянутый Finale.
Основные возможности редактора Cubase 5.1 (см. Скриншот 3 –
пример рабочего окна программы в режиме просмотра MIDI дорожек):
редактирование музыки в реальном времени используя графическое
представление информации, высокое разрешение редактора (15360 пульсов на
четверть), практически не лимитированное количество дорожек, 72 аудио
канала, поддержка VST32, 4 эквалайзера на канал и другие поканальные
эффекты, встроенные инструменты обработки с использованием аналогового
моделирования (виртуальные инструменты, эффект процессоры, инструменты
микширования и записи) и множество других возможностей.
Основные возможности редактора Logic Audio 5 (см. Скриншот 4 –
пример рабочего окна программы): работа со звука при точности в 32 бита,
высокое временное разрешение событий, самоадаптируемый микшер аудио и
MIDI, оптимизируемый интерфейс пользователя, синхронизация с видео,
виртуально неограниченное число MIDI-дорожек, обработка звука в реальном
времени, полная синхронизация с MTC, MMC, SMPTE, встроенные модули
обработки и автоинструменты, поддержка большого количество аппаратного
оборудования, а также множество других возможностей.
В наборе программ пользователя, занимающегося обработкой звука,
имеется множество разных инструментов, так было раньше и так будет
впредь – универсальных комбайнов для работы со звуком не бывает. Однако,
не смотря на все разнообразие ПО, в программах часто используются
схожие механизмы для обработки звука (например, процессоры эффектов и
прочие). На каком-то этапе разработки аудио ПО, производители поняли,
что удобнее сделать в своих программах возможность подключения внешних
инструментов, чем каждый раз создавать заново инструменты для каждой
отдельной программы. Так что многие программы, относящиеся к той или
иной группе ПО, позволяют подключать так называемые «плаг-ины» - внешние
подключаемые модули, расширяющие возможности обработки звука. Это стало
возможным в результате появления нескольких стандартов на интерфейс
между программой и подключаемым модулем. На сегодняшний день существуют
два основных стандарта на интерфейс: DX и VST. Существование стандартов
позволяет подключать один и тот же плаг-ин к совершенно разным
программам, не заботясь о возникновении конфликтов и неполадок. Говоря о
самих плаг-инах, надо сказать, что это просто огромное семейство
программ. Обычно, один плаг-ин является механизмом, реализующим какой-то
конкретный эффект, например, реверберацию или низкочастотный фильтр. Из
интересных плаг-инов можно вспомнить, например iZotope Vinyl, - он
позволяет придать звучанию эффект виниловой пластинки (см. Скриншот 5 –
пример рабочего окна плаг-ина в среде Cool Edit Pro), Antares AutoTune
позволяет в полуавтоматическом режиме корректировать
звучание
вокала, а Orange Vocoder являет собой замечательный вокодер (механизм
для придания звучанию различных инструментов схожести со звучанием
голоса человека).
Обработка звука и написание музыки – это не только творческий
процесс. Иногда нужен скрупулезный анализ данных, а также осуществление
поиска огрехов их звучания. Кроме того, аудио материал, с который
приходится иметь дело, не всегда желаемого качества. В этой связи нельзя
не вспомнить о целом ряде программ-анализаторов аудио, специально
предназначенных для осуществления измерительных анализов аудио данных.
Такие программы помогают представить аудио данные удобнее, чем обычные
редакторы, а также внимательно изучить их с помощью различных
инструментов, таких как FFT-анализаторы (построители динамических и
статических амплитудно-частотных характеристик), построители сонограмм, и
прочих. Одна из наиболее известных и развитых программ подобного плана –
программа SpectraLAB (Sound Technology Inc.), чуть более простые, но
мощные – Analyzer2000 и Spectrogram.
Программа SpectraLAB – наиболее мощный продукт подобного рода,
существующий на сегодня (см. Скриншот 6 – пример рабочего окна
программы, на экране: спектральная картина в трез представлениях и
фазовая картина). Возможности программы: 3 режима работы (пост режим,
режим реального времени, режим записи), основной инструментарий –
осциллограф, спектрометр (двухмерный, трехмерный, а также построитель
сонограмм) и фазометр, возможность сравнения амплитудно-частотных
характеристик нескольких сигналов, широкие возможности масштабирования,
измерительные инструменты: нелинейных искажений, отношения сигнал/шум,
искажений и прочие.
Специализированные
реставраторы аудио играют
также немаловажную роль в обработке звука. Такие программы позволяют
восстановить утерянное качество звучания аудио материала, удалить
нежелательные щелчки, шумы, треск, специфические помехи записей с
аудио-кассет, и провести другую корректировку аудио. Программы подобного
рода: Dart, Clean (от Steinberg Inc.), Audio Cleaning Lab. (от Magix
Ent.), Wave Corrector.
Основные возможности реставратора Clean 3.0 (см. Скриншот 8 –
рабочее окно программы): устранение всевозможных потрескиваний и шумов,
режим автокоррекции, набор эффектов для обработки скорректированного
звука, включая функцию «surround sound» с наглядным акустическим
моделированием эффекта, запись CD с подготовленными данными,
«интеллигентная» система подсказок, поддержка внешних VST плаг-инов и
другие возможности.
Трекеры – это отдельная категория звуковых
программ, предназначенных именно для создания музыки. Ранее мы
рассмотрели два принципиально отличных способа хранения звуковых данных
(музыки): первый - хранение звука в виде сжатого или несжатого потока
аудио, второй - хранение музыки в виде MIDI-файлов (в виде набора команд
MIDI-синтезатору). Структура и концепция построения трекерных файлов
очень похожа на принцип хранения MIDI-информации. В трекерных модулях
(файлы, созданные в трекерах, принято называть модулями), также, как и в
MIDI-файлах, содержится партитура в соответствии с которой должны
проигрываться инструменты. Кроме того, в них содержится информация о
том, какие эффекты и в какой момент времени должны быть применены при
проигрывании того или иного инструмента. Однако, принципиальное отличие
трекерных модулей от MIDI-файлов заключается в том, что проигрываемые в
этих модулях инструменты (или, точнее сказать, сэмплы) хранятся в самих
модулях (то есть внутри файлов), а не в синтезаторе (как это происходит в
случае с MIDI). Такой способ хранения музыки имеет массу преимуществ:
размер файлов невелик по сравнению с непрерывной оцифрованной музыкой
(поскольку записываются только использованные инструменты и партитура в
виде команд), нет зависимости звучания от компьютера, на котором
происходит воспроизведение (в MIDI, как мы говорили, есть зависимость
звучания от используемого синтезатора), имеется большая свобода
творчества, поскольку автор музыки не ограничен наборов инструментов
(как в MIDI), а может использовать в качестве инструмента любой
оцифрованный звук. Основные
программы-трекеры Scream Tracker, Fast Tracker, Impulse Tracker, OctaMED SoundStudio, MAD Tracker, ModPlug Tracker.
Программа ModPlug Tracker является сегодня одним из тех трекеров,
сумевших стать универсальной рабочей средой для множества типов
трекерных модулей (см. Скриншот 7 – пример рабочего окна программы, на
экране: содержание дорожек одного загруженного модуля и рабочее окно
сэмплов другого модуля). Основные возможности: поддержка до 64
физических каналов аудио, поддержка почти всех существующих форматов
трекерных модулей, импорт инструментов во множестве форматов, 32-битное
внутреннее микширование, высококачественный ресэплирующий фильтр,
поддержка MMX/3dNow!/SSE, автоматическое удаление потрескиваний,
расширение басов, ревербератор, расширение стерео, 6-полосный
графический эквалайзер и другие возможности.
На последок следует упомянуть о существовании огромного
количества другого аудио ПО: проигрыватели аудио (наиболее выдающиеся:
WinAMP, Sonique, Apollo, XMPlay, Cubic Player), подключаемые модули для
проигрывателей (из «улучшателей» звучания аудио - DFX, Enhancer, iZotop
Ozone), утилиты для копирования информации с аудио CD (ExactAudioCopy,
CDex, AudioGrabber), перехватчики аудио потоков (Total Recorder,
AudioTools), кодеры аудио (кодеры MP3: Lame encoder, Blade Encoderб
Go-Go и другие; кодеры VQF: TwinVQ encoder, Yamaha SoundVQ, NTT TwinVQ;
кодеры AAC: FAAC, PsyTel AAC, Quartex AAC), конвертеры аудио (для
перевода аудио информации из одного формата в другой), генераторы речи и
множество других специфических и общих утилит. Безусловно, все
перечисленное – только малая толика из того, что может пригодиться при
работе со звуком.
Комментариев нет:
Отправить комментарий