вторник, 20 ноября 2012 г.

Подключение звуковой карты к внешнему DAC. Продолжение.

Продолжим. Поговорим о шине "Toslink". Многие аудиомонахи говорят, что, дескать "джиттер" у него "большой". Это не так! Дело в том, что качество передачи по этой шине прямо зависит от того, какого типа оптические кабели, приемники и передатчики вы применяете.

Стекловолоконные кабели,. это уже - полдела. Теперь о приемниках с передатчиками. На рынке присутствуют, в основном, изделия фирмы Sharp, реже встречается продукция фирмы Toshiba. В TA-E2000ESD применены приемники TORX 173 и передатчики TOTX 173 от Toshiba, для которых наихудшие результаты измерения по частотной девиации сигнала составляют около 20 пикосекунд, такие же величины характерны и для моделей 176 и 194, обладающих одними и теми же электрическими и оптическими параметрами, но поставляющимися в разных форм-факторах крепежа. Для удешевленной пары TORX/TOTX 178 на основе стеклопластика максимальная девиация может доходить до 40 псек., по данным из независимых источников. Для изделий же фирмы Sharp характерны величины вплоть до 70 псек., т.е. значительно хуже, но также нет оснований сомневаться в том, что подобная величина много меньше характерной для недорогих "сидюков" с коаксиальными интерфейсами и аудиофильского хлама. О Sound Blaster Live!, кстати, доподлинно известно, что его цифровой аудиоинтерфейс характеризуется "джиттером" на уровне 240 псек., что сравнимо с таким "сидюком", как Arkam Alpha 5.

Теперь остановимся на шине  AC-Link. В отличие от шин S/PDIF и AES/EBU для передачи данных в AC-Link в одном кадре выделяются по 12 так называемых "временных слотов" для входящих и выходящих данных. Первый и второй "слоты" используются для передачи регистров и команд, 3 и 4 - для левого и правого каналов, 5 - для модема, 6, 7, и 8 - для цетрального, левого и правого тыловых каналов, 9 - для сабвуфера, 10 и 11 - для "альтернативных" левого и правого каналов (режим "двойное стерео"), 12 - для модема. Звукоданные по этой шине передаются строго с частотой дискретизации 48 кГц, в формате с длинной слова 16 или 18 бит. С точки зрения конструкции ЦАП и АЦП не оригинальны, и базируются на "проверенных" решениях, примененных в ЦАП TDA 1305 и SAA 7360 фирмы Philips. Сие означает, что АЦП работает по принципу дельта - сигма модуляции с однобитовым представлением данных со 128-кратной субдискретизацией и шумоформированием 3 порядка и оперирует на частоте 24,576 МГц, т.е. 512-кратной частоте дискретизации исходного сигнала. В переводе на простой человеческий язык это значит примерно 14 битовую точность и динамический диапазон порядка 75 дБ при 18 битовом формате представления звукоданных. Владельцы DCC - магнитофонов и Dolby Digital ресиверов фирмы Philips могут легко представить себе качество оцифровки.

Ну и наконец о USB.  USB (сокращение от Universal Side Bus, с англ. - универсальная последовательная шина) - интерфейс передачи данных между цифровыми устройствами. Версия этого стандарта USB 1.1 обеспечивает скорость 12 Мбит/c, а распространенная сегодня версия USB 2.0, - 480 Мбит/c. Стандартные разъемы USB есть практически на каждом ноутбуке и ПК, а его уменьшенные вариации (называемые mini-USB и micro-USB) используются в портативной технике (мобильных телефонах, КПК, MP3-плеерах, цифровых фотокамерах и т. д.). USB стал действительно универсальным стандартом и соответствующими разъемами оснащено уже множество цифровых устройств. К компьютеру по USB можно подключать мышки, клавиатуры, принтеры, сканеры и множество других устройств. В том числе сейчас и внешние ЦАП.

ЦАП (цифро-аналоговый преобразователь) - гаджет экзотический и многие о них даже не слышали. Главная задача ЦАП - улучшить качество звучания цифровых источников. В первую очередь - компьютера. Как правило, применяется подключение по USB, а установка драйверов не требуется. По сути ЦАП используется как внешняя звуковая карта. Причем заметно более качественная, чем обычные карточки. Но это не предел возможностей ЦАПов. Наверняка у многих найдется дома хотя бы одно устройство, к которому можно подключить преобразователь помимо компьютера. Итак, к ЦАПам можно подключать: игровые консоли, сетевые музыкальные проигрыватели и серверы, медиаплееры, CD-, DVD- и Blu-ray-плееры и др. Есть и экзотические варианты, готовые работать напрямую с iPhone (Peachtree iDac) или по Wi-Fi (Arcam rDac Wireless).

Входы и выходы

У любого ЦАПа есть набор входов и выходов, которые используются для подключения других музыкальных компонентов. Понятно, что чем шире ассортимент, тем проще будет с подключением разных источников. Советую оценить, сколько источников вы хотите подключить к ЦАПу. Возможно, вам не понадобится преобразователь с большим количеством разъемов и это позволит немного сэкономить. Только помните, что в будущем, количество источников может увеличиться.

Набор входов индивидуален у каждой модели, хотя можно определить своего рода джентльменский набор: коаксиальный вход (разъем RCA), оптический вход, разъем USB (тип В). Первый и второй пригодятся для подключения Hi-Fi и бытовой техники. Разъем USB пригодится для подключения ноутбуков и настольных ПК. У серьезных и дорогих моделей набор входов, как правило, расширенный. У них может быть, несколько коаксиальных и оптических входов (а также вход AES), чтобы у пользователя была возможность подключить одновременно несколько источников.

Набор выходов скромнее и может ограничиваться одним стандартным небалансным стереовыходом (2 разъема RCA) для подключения к усилителю. Также у некоторых моделей к обычному добавляется балансный стереовыход, который теоретически обеспечивает лучшее качество передачи сигнала при подключении к усилителю с соответствующим входом. Встречаются у ЦАПов и цифровые выходы, которые можно использовать для вывода сигнала на другие источники (к примеру, на другой - более качественный ЦАП).

В это трудно поверить, но при подключении одного источника к разным входам ЦАПа можно получить разный результат. К примеру, подключил источник по USB - хорошо играет, подключил по коаксиалу - играет еще лучше! Такой сюрприз объясняется как особенностями конкретного ЦАПа, используемыми кабелями, особенностями самих цифровых интерфейсов и др.

Комментариев нет:

Отправить комментарий