суббота, 17 ноября 2012 г.

Музыкальные файлы.

Направление развития звукозаписывающей индустрии ясно – на смену распространению музыки на физических носителях приходит загрузка ее из Интернета.

Однако, музыка, выложенная в Интернете, представлена в основном в форматах со сжатием – MP3, WMA и некоторых других. Сколь бы ни был высоким битрейт, все равно настоящие аудиофилы не будут довольными. Однако, существуют технологии, которые позволяют распространять музыку через Интернет без потери качества.

Простейший способ передавать музыку через Интернет с высоким качеством – скопировать информацию, записанную на CD «один-в-один». Если все биты при копировании сохраняются, то загруженная из глобальной компьютерной сети музыка будет воспроизведена без искажений.

Проблема заключается в том, что формат записи на аудио CD не тождественен принятому формату записи для компьютерных дисков. И файловая система на диске как таковая отсутствует. Так что сначала нужно сделать из диска файл или несколько файлов, которые уже можно будет выставить на сервер для скачивания.

Простейший способ заключается в создании так называемых рипов. На компьютере считывается информация с аудио CD и на основании нее формируются так называемые волновые файлы (с расширением *.wav). Как правило, на каждый трек диска делают отдельный WAV-файл. Потом эти файлы могут быть выставлены для скачивания. Преимущество такого подхода заключается в том, что формат WAV-файлов стандартизован и их можно воспроизвести практически на любом компьютере без установки дополнительного программного обеспечения. К тому же, файлы можно воспроизводить с жесткого диска компьютера.

Более сложный вариант подразумевает создание так называемого образа диска - файла, в котором записана информация о расположении битов на диске. Скачав образ диска, можно с помощью одной из программ записи на CD-R получить его полную копию. В итоге получится аудио CD, который можно воспроизводить как на компьютере, так и на любой аппаратуре, способной воспроизводить CD-R. То есть, практически на любой современной аудиоаппаратуре. Но на компьютере непосредственно с образа CD, хранящегося на жестком диске, без использования специального программного обеспечения воспроизвести музыку нельзя.

Формат для образов дисков обычно привязан к программе, с помощью которой потом можно записать диск. Самым популярным форматом для образов является *.nrg, используемый программой для записи дисков Nero.

Оба варианта подразумевают передачу музыки без какого-либо сжатия. Даже при современных широкополосных каналах связи процесс загрузки WAV-файлов или образов дисков происходит слишком медленно. Другой проблемой является отсутствия защиты от нелегального копирования файлов. Поэтому продажа музыки таким способом легальными продавцами, за редким исключением, не практикуется. Хотя распространение музыки в виде образов дисков широко используется пиратами.

Кроме этого, изготовление рипов или образов с дисков привязывает качество передаваемой музыки к качеству записи на CD. Однако, сам по себе формат CD является уже устаревшим. Нужны форматы, позволяющие распространять музыку с большей разрядностью кодирования и большей частотой дискретизации.

 Сжатие без потерь

Способы сжатия музыкальных записей можно условно разделить на две категории. При сжатии с потерями (например, в формате MP3) из сигнала удаляются мелкие детали, потерю которых большинство слушателей не заметят. Сжатие без потерь можно сравнить с работой программы-архиватора. Файл, сжатый без потерь, при распаковке восстанавливается полностью. Только, в отличие от универсальных архиваторов, используются алгоритмы, учитывающие особенности музыкальных записей. Форматы сжатия без потерь иногда называются lossless-форматами (lossless – по-английски «без потерь»).

По размеру файл, полученный сжатием без потерь, больше файла, сжатого с потерями, но значительно меньше исходной записи. Кроме этого, в некоторые форматы сжатия без потерь добавлена функциональность, защищающая их от пиратского копирования. Размер файла зависит от свойств музыкального произведения. В среднем файл lossless-формата в 1,5 - 3 раза меньше WAV-файла с той же записью.

В настоящее время наиболее распространены следующие lossless-форматы:

  • FLAC - формат для обмена музыкой, поддерживается практически на всех компьютерных платформах. Разрядность 16 бит, частота дискретизации – до 96 кГц. Не имеет средств защиты от копирования. Поддерживается не только компьютерами, но и некоторыми моделями аудиоаппаратуры.
  • Apple Lossless – фирменный стандарт Apple. В нем заложена возможность защиты от пиратского копирования, но пока на практике она не используется. Основное преимущество – совместимость с программным и аппаратным обеспечением, а также сервисами Apple.
  • APE – один из самых популярных lossless-форматов для обмена музыкальными записями через Интернет. В коммерческих целях не используется. Поддержка реализована пока только в компьютерных программах.
  • Lossless WMA – вариант формата WMA без сжатия. Главное преимущество формата – за ним стоит Microsoft. В этом формате уже сейчас легально продается музыка через Интернет. Поддерживается широким кругом производителей аппаратуры. Ну и, наконец, можно записывать 5.1-канальную музыку с разрядностью до 24 бит и частотой дискретизации до 96 кГц.
  • Monkey’s Audio – Lossless-формат, используемый только на компьютерах. По утверждению разработчиков, позволяет получать более компактные файлы по сравнению с другими lossless-форматами. Однако, небольшой выигрыш в размере файла вряд ли может быть серьезным аргументом, если учесть, что за это придется заплатить проблемами, обусловленными малой распространенностью формата.
  • WavPack – формат, имеющие варианты как сжатия с потерями, так и lossless. Отличительная особенность – возможность записи звука с разрядностью до 32 бит. Кроме этого, можно записывать пространственное звучание 5.1. Поддержка lossless-варианта WavPack реализована в новых версиях архиватора WinZip. Пока используется только на компьютерах.
Во времена, когда скорость доступа в Интернет была низкой, формат MP3 и ему подобные, совершили настоящую революцию, изменившую музыкальную индустрию. Сейчас же, с повышением скорости доступа, наступает время lossless-форматов. И если раньше музыкальные записи, загруженные из Интернета, не могли соперничать с CD по качеству звука, то сейчас они иногда даже превосходят его по качеству.

Комментариев нет:

Отправить комментарий